Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
266 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
можно предположить, что оно свидетельствует о пленении
части северных колен, произведенном Тиглатпаласаром III
(см.: 4 Цар. 15, 29). Находки жертвенников на высотах
подтверждают библейские о них свидетельства. Обычно
жертвенники были двух видов: это либо круглое кониче-
ское сооружение из камней, с ровным верхом, как в Ме-
гиддо, где храмовая площадка, к которой вели ступеньки,
была около четырнадцати метров в диаметре, либо много-
угольная платформа, выложенная камнями. Высота по-
следнего типа представлена святилищами в Дане и Вефи-
ле, где она достигала полутора метров в высоту и восем-
надцати метров в длину. Вполне возможно, что именно так
выглядели две высоты, фланкировавшие вход в главные
ворота Иерусалима и разрушенные Иосией (см.: 4 Цар.
23, 8). Частые сообщения Священного Писания о том, что
в допленные времена жертвенники Богу Израилеву были
весьма многочисленны, подтверждаются словами Меши
(начертанными на Камне Меши), хвалившегося тем, что
даже из похода на небольшие поселения израильтян он
принес «священные сосуды Ягве».
Ярким археологическим свидетельством деградации
духовной жизни в Израиле является тот факт, что после
многовекового перерыва в IX-VIII вв. до Р.Х. в Мегиддо
опять строят храмы Ваала и Астарты, более того, опять
появляются кувшины с костями детей, сожженных на
тофетах (см.: 4 Цар. 17, 9-12; 23, 10). Так как с высота-
ми Ваала у ханаанеев сосуществовали обычно ашеры —
рощи Астарты, в которых процветала культовая прости-
туция, можно предположить, что подобное было и при
израильских высотах, как и говорит Священное Писание
(см.: 4 Цар. 17, 16). Интересно, что в допленные време-
на термин Ваал (Баалъ) («Господь») прилагался и к Богу
Израилеву, что также говорит о религиозном синкретиз-
ме тех времен и указывает на причину осуждения прак-
тики служения Богу Израилеву не в Храме Иерусалим-
ском, а на высотах: израильтяне и иудеи, воспринявшие