Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
264 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
позволяющими предположить, что лица-получатели бы-
ли царскими чиновниками, а местности-отправители
входили в состав царских хозяйств, расположенных в
сельской округе Самарии (см. рис. 63 на с. 263).
Этот пример, подкрепленный многими другими, до-
казывает, что значительная часть земли была в принци-
пе неотчуждаемой собственностью родов, как то и предпи-
сывал Закон Моисеев. Родовая земля, именуемая нахала
(«наследственная собственность») и ахузза («собствен-
ность»), согласно Закону, должна была оставаться в пре-
делах рода, и поэтому в случае отсутствия у человека пря-
мых наследников действовало следующее предписание
Закона Моисеева: отдайте нахала <в синодальном тек-
сте удел> его близкому его родственнику из поколения
его, чтоб он наследовал его (ср.: Чис. 27, 11).
Как известно, Иеровоамом I были учреждены два куль-
товых центра — Дан на севере и Вефиль на юге (см.:
3 Цар. 12, 26-33). И уже ко времени, непосредственно
последовавшему за этим, может быть отнесено активное
строительство в Дане, показателями которого служат
грандиозные ворота и церемониальная дорога, ведшая к
вершине телля — холма, образовавшегося на месте горо-
да среднего бронзового века. Позднее, при Амврии и Аха-
ве, была сооружена платформа, к которой вели специаль-
ные ступени, причем каменная кладка этих построек
близка самарийской, да и в целом здесь был воспринят
архитектурный стиль Самарии. Город был густо заселен
и четко распланирован. Его окружали массивные оборо-
нительные стены, за ними находились общественные
здания (на высоких и наиболее благоприятных участках)
и многочисленные жилые дома, стоявшие по сторонам
улиц с галечным покрытием. Основными сооружениями
оставались ворота и культовый центр.
Поклонение изображениям тельцов или быков было
культовой формой, распространенной и у других семит-