Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ЦАРЕЙ
249
тали, что золотые листы накрыли резную обшивку. В дей-
ствительности же храмы того времени украшались внут-
ри и резьбой, и золотой инкрустацией, как о том и свиде-
тельствует Септуагинта. И пол в Храме не был выложен
золотом, но был им инкрустирован — вполне возможно,
точно так же, как в храме в Мегиддо, пол которого был
покрыт звездами Давида.
В свое время вызывало сомнение и сообщение о том,
что петли массивных дверей Храма были изготовлены из
золота (см.: 3 Цар. 7, 50),— ведь это столь мягкий мате-
риал, что петли не выдержали бы продолжительного
употребления. Ответ заключается в том, что золотой ин-
крустацией, скорее всего, были покрыты и двери Храма,
а на железных петлях были, видимо, золотые накладки.
О том, как была устроена крыша Храма Соломонова
(ведь она не должна была протекать), говорят раскопки
святилища в Вефсамисе: насыпали слой вулканическо-
го туфа, утрамбовывали глиной, а далее клали слой из-
вестковой глины, закатывавшейся каменным катком.
Интересно, что несоответствие в описании давира (Свя-
того святых) в Третьей книге Царств (см.: 3 Цар. 6,19-20)
и в Книге пророка Иезекииля (см.: Иез. 41,3), считавше-
го, что давир отделялся от Храма трехметровой стеной,
объясняется общей сиро-палестинской практикой отделе-
ния Святого святых каменной стеной.
А раскопки храмов в Араде и Беф-Сане объясняют и
то, почему высота Святого святых на пять метров мень-
ше, чем высота всего Храма: в Араде и Беф-Сане Святое
святых находилось на возвышении, куда вели ступени.
Археологические раскопки показали и то, как из две-
надцати камней складывался жертвенник. Жертвенники
в Араде, Мегиддо, Дане и Вирсавии, увенчанные рогаты-
ми венцами, состояли из трех рядов камней,— а в каждом
ряду было по четыре камня. Эти жертвенники приме-
чательны и тем, что их создатели поступали по-фари-
сейски,— исполняя лишь букву Закона, повелевавшего