Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
248 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
престоле (троне) было общим убеждением ветхозаветной
Церкви. В этом случае подножие ног Божиих, которому
призывает поклоняться Псалмопевец,— ковчег завета.
Подобное понимание Херувима («тельца») объясняет
также и то, почему культ тельцов в Десятиколенном цар-
стве не стал совершенно языческим,— поклонение, по
мнению многих библеистов, воздавалось не тельцу-херу -
ву, а восседавшему на нем Единому Богу.
Раскопки разъяснили также, почему окна в Храме
Соломоновом были глухие с откосами (3 Цар. 6,4). Судя
по сохранившимся финикийским параллелям, это были
окна бойничного типа: широкие внутри помещения и уз-
кие — снаружи.
Долгое время библеистов смущал вопрос о том, как
могли тяжелейшие каменные блоки Храма Соломонова,
вытесанные заранее, фиксироваться так, что ни молота,
ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было
слышно в храме при строении его (3 Цар. 6, 7). Ответ
был найден, когда стала известна практика финикий-
ских строителей, собиравших значительные сооружения
из заранее заготовленных блоков, фиксировавшихся рас-
порками из сухого дерева, потом разбухавшего от естест-
венной влажности. Вполне возможно, на эту практику
указывает другой стих, не совсем понятый масоретами
(см.: 3 Цар. 6, 10).
Интересно, что текст Семидесяти толковников лучше
передает особенности отделки Соломонова Храма, чем
текст масоретский. Масореты, уже утерявшие традиции
допленного времени, так адаптировали к своему понима-
нию некоторые архитектурные особенности Храма Соло-
мона, что наш синодальный текст, следующий масорет-
скому, иногда ставит читателя в тупик. Так, в тексте (см.:
3 Цар. 6, 18) сообщается о том, что кедровая обшивка
внутренних стен Храма была покрыта резьбой, а стихи
21-22 говорят о том, что эта внутренняя поверхность была
покрыта золотом,— поэтому некоторые толкователи счи-