Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
232 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
середины X в. до Р.X., хотя некоторые относятся к более
раннему времени (карта этих городов представлена на
рис. 41 [с. 231]).
Одновременно с Олбрайтом вели исследования на Свя-
той Земле и датские археологи. В 1922-1931 гг. они рас-
копали Силом, где в период Судей находился духовный
центр израильских колен (см.: Суд. 18, 31; 21, 19). Эти
раскопки пояснили, почему, после смерти первосвящен-
ника Илия, Самуил ушел из Силома, а служение, возмож-
ное лишь в скинии завета, совершалось в священническом
городе Номве (см.: 1 Цар. 21,1-6). В XI в. до Р.Х., т.е. во
время событий войны с филистимлянами и взятия ими
ковчега завета, город был полностью сожжен. Эта наход-
ка объясняет и следующие слова пророка Иеремии: пой-
дите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил
пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я
с ним за нечестие народа Моего Израиля (Иер. 7, 12).
Неоднократные указания Книги Судей и Первой кни-
ги Царств на то, что в период Судей и в начале правле-
ния царя Саула железными орудиями на Святой Земле
владели лишь филистимляне, были подтверждены в
1930-1940-е гг. раскопками Дж. Райта и Н. Глюка: подав-
ляющая часть находок железа была сделана на террито-
рии филистимского Пятиградия. Со времени утвержде-
ния державы Саула железо входит во всеобщее употреб-
ление, а от времени ранее периода Давида нам известно
лишь одно железное израильское изделие — кирка из
цитадели Гар-Адир в Верхней Галилее.
Тот же Дж. Райт нашел археологическое объяснение
свидетельства тому, что в период Судей кузнецов не было
во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опаса-
лись, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И долж-
ны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам
оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои то-
поры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие
у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или ну ж-