Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД СУДЕЙ
229
районах Северной Палестины: в долине Изреель —
вплоть до Беф-Сана на востоке и в долине Акра — к севе-
ру от горы Кармил. В первом районе это документирует-
ся материалами Мегиддо и Беф-Сана, восстановленных
в XI в. до Р.Х. Специфическая ветвь ханаанейской куль-
туры развилась на Финикийском побережье в особый фе-
номен финикийской культуры. В долине Акра исследо-
ваны ранние финикийские города Ахзив, Тел ль Кейсан,
Телль Абу-Хавам и другие. В ряде случаев можно гово-
рить о взаимодействии ханаанеиских и филистимских
(ахейских) традиций с определенным взаимным обога-
щением. Ханаанеиские города-государства, захваченные
и в ряде случаев восстановленные
израильтянами (Мегиддо, Сихем,
Афек/Антипатрида, Газер, Иеруса-
лим и др.)> явились значительным
импульсом для адаптации израиль-
ского населения к условиям город-
ских систем, а далее и для собствен-
ного городского строительства. При
этом широко использовались искон-
ные ханаанеиские архитектурные
каноны как в планировке и форти-
фикационных системах, так и в пла-
нах, строительных приемах и дета-
лях конкретных комплексов, преж-
де всего храмов (см. рис. 40). 0 5 м
Отмечая крайне ограниченное Рис. 40. План храма
число найденных до сего времени
древнееврейских надписей, относящихся к рассматри-
ваемому периоду, А. Мазар тем не менее справедливо под-
черкивает их значение для представлений о развитии ал-
фавитного письма в начале железного века. Им рассмат-
риваются следующие конкретные памятники:
1) остракон с прорезной надписью из Избет-Сартаха
(скорее всего, детское упражнение), в одной из строк