Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
228 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
отмечают наличие святилищ или алтарей, остатки их ли-
бо не сохранились, либо их сложно идентифицировать.
Так, центральная часть Силома, где после завоевания Ха-
наана была поставлена скиния завета, разрушена эрози-
ей и поздней застройкой. Но здесь засвидетельствовано
существование святилища начиная с позднего бронзово-
го века — А. Мазар предполагает, что эта традиция мог-
ла обусловить избрание Силома как религиозного цент-
ра израильтян периода Судей. Им же рассмотрен дискус-
сионный вопрос об остатках необычных конструкций со
следами возможных жертвоприношений на горе Гевал
(Эвал). Автор этих раскопок, А. Церталь, идентифици-
ровал сооружения как алтарь, воздвигнутый Иисусом
Навином.
В центре раннеизраильских поселений на Самарийских
холмах найдено культовое место в виде открытого кольца
(около двадцати метров в диаметре) из камней. Центр коль-
ца свободен и, возможно, предназначен для священного де-
рева. У восточного края кольца крупный маццеба («стоя-
чий камень »), против него — мощеная площадка для жерт-
воприношений. На ней была найдена бронзовая статуэтка
быка длиной восемнадцать сантиметров,— может быть, ре-
минисценция золотого тельца, упоминаемого в Библии в
связи с Исходом и храмами, воздвигнутыми в Вефиле и
Дане (см. цв. вклейку, илл. 4). Статуэтки быка известны
в ханаанейской культуре (в Гацоре/Асоре и Угарите); ско-
рее всего, и упомянутый экземпляр отлит в ханаанейской
мастерской, но использовался израильтянами северных Са-
марийских холмов. То же можно сказать о бронзовой ста-
туэтке сидящей богини ханаанейского типа, найденной на
ритуальной площадке XI в. до Р.Х. в Гацоре/Асоре.
Первостепенным источником культурных воздейст-
вий являлась здесь ханаанейская культура. Она продол-
жала развиваться в Прибрежной равнине под филистим-
ским контролем, причем и сами филистимляне достаточ-
но много из нее заимствовали. Представлена она и в двух