Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
226 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Из раскопанных раннеизраильских поселений перио-
да Судей наиболее важное — Избет-Сартах. Раскоп имеет
только три уровня, все — ХШ-Х вв. до Р.X., они почти
полностью раскрыты. Уровень III, конца XIII — начала
XI в. до Р.X.,— представляет собой «овальное поселение
внутреннего двора», что может восходить к стоянке ко-
чевников. Уровень II (конец XI до Р.X.) — поселение из
100 или более дворов с четырехкомнатными домами. Уро-
вень I — начало X в. до Р.Х. Поселение основано мирно,
хотя в конце каждой фазы оставлялось жителями — но
без разрушений. Уровни III—II — с ханаанской посудой,
что в очередной раз показывает, на каком уровне стояли
бежавшие из Египта «царские люди», не имевшие даже
собственных традиций изготовления простейших быто-
вых вещей и потому не оставившие серьезных археоло-
гических следов в Египте.
По мнению Л. Стагера, Дж. Коллевея и И. Финкель-
штейна, социальный уклад периода Судей вполне отра-
жен этими поселениями — и группировкой их домов, и
расположением самих поселений: гебер («семья») — около
четырех-пяти человек — дом; бейт-аб(« фамилия») — око-
ло двадцати человек — группы из двух-трех домов. Это —
большие отцовские семьи, состоявшие из трех-четырех
поколений потомков одного отца, владевшие родовой зем-
лей, отвечавшие за преступления, совершавшиеся их чле-
нами, и так далее. Каждый индивид был неразрывно свя-
зан со своей большой семьей, родом и племенем, и поэто-
му полное обозначение свободного человека состояло из
личного имени, отчества, названия большой отцовской
семьи, названий рода и племени. Деревня — около 30-300
человек — мишпаха («клан»), или отцовский род, в кол-
лективной собственности которого была земля. Род имел
общие празднества и общее место захоронения, его члены
были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомо-
щи, земельное имущество должно было оставаться в роду,
непременным атрибутом которого была общая генеало-
гия. Группа поселений составляла шебет («колено»).