Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
218 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
не столько уничтожали ханаанеев, сколько изгоняли их.
Нравы же того времени, как уже говорилось, были куда
более жестокими (сцены наказаний показаны на рис. 33
и 34). Ашшур-нацир-апал I так описывает свой поход:
Мне принесли известие,
Что город Сури возмутился.
Колесницы и войско собрал я.
С возмутившейся знати
Я содрал их кожи и сделал трофей из них.
Некоторых я оставил в куче для гниения,
Некоторых я посадил на кол на вершине холма,
Некоторых я положил рядом с кучей убитых
В порядке на кольях.
Я ободрал многих в виду моей земли
И развесил их кожи по стенам...
Я приблизился к Тиле,
Я осадил этот город и сделал приступ.
Многих воинов я взял в плен живыми.
У некоторых я отрубил руки и ноги,
У других я отрезал носы и уши
И выколол глаза многим.
Я воздвиг холм, когда они еще были живы.
Как мы знаем из Священного Писания, повеление об
изгнании или уничтожении жителей Ханаана объясня-
ется тем, что исполнилась мера беззакония этих народов,
от следования обычаям которых предостерегает Сам Гос-
подь (см.: Втор. 18,9-13). О том, например, что такое про-
водить сына своего или дочь свою чрез огонь (Втор. 18,
10), мы теперь знаем благодаря археологическим раскоп-
кам не только на Святой Земле, но и в крупнейшем го-
сударстве финикийцев — Карфагене. Еще в начале XX в.
Э. Зеллин в Фаанахе нашел у алтаря, вырубленного в ска-
ле, двадцать больших сосудов, горлышки которых были
закрыты другими сосудами или глиняными мисками и
которые содержали просеянную землю и скелеты младен-
цев, большею частью новорожденных, но иногда и в воз-
расте нескольких месяцев (однако не свыше двух лет).