Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
211
дениях. Корабли же народов моря имели одну централь-
ную мачту и один парус, нос и корма украшались изобра-
жениями птичьих голов. А. Мазар подчеркивает, что осо-
бенности изображения отдельных воинов позволяют свя-
зывать последних с Кипром.
Из народов моря нам наиболее известны «филистим-
ляне из Кафтора <Крита> », переселившиеся на восток в
так называемый последворцовый период Критской ци-
вилизации (1450-1100 до Р.Х.). Известное еще Гомеру
наименование жителей Крита — пеласги — приобрело в
египетских текстах форму пуласти. Этот народ Библия
называет пелешет («филистимляне»). На Крите пелас-
ги в жертву богам приносили не только животных, но и
людей. В Кноссе обнаружено подземное помещение со
множеством больших сосудов, заполненных расчленен-
ными частями детских скелетов со следами скобления
и с зарубками на некоторых костях, однако без каких-
либо следов огня: детей раздирали на части и поедали.
В античную эпоху подобный ритуал сохранялся в экста-
тическом культе Зевса Критского (и его сына Диониса),
культовыми эпитетами которого были Сыроядец и Чело-
векорастерзыватель. Из литературных источников мож-
но заключить, что куреты — жрецы Зевса Критского —
были каннибалами.
Согласно античной традиции, до Крита пеласги оби-
тали на Балканах. Авторы V в. до Р.Х. говорили об обшир-
ном пеласгийском «царстве», охватывавшем Пелопон-
нес, об обитании пеласгов в Аттике, а также на побережье
Малой Азии и на Крите. Некоторые современные лингви-
сты, опираясь на дошедшие до нас имена пеласгов и назва-
ния их городов и некоторые другие косвенные данные,
считают, что они говорили на индоевропейском языке.
Их культура была тесно связана с родственными ей куль-
турами народов, населявших территорию современной
Болгарии, Румынии, Молдавии и Украины. Египетские
надписи перечисляют наряду с филистимлянами ряд