Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ЕГИПЕТСКОГО И ИСХОДА
205
11-16): теперь в жертву приносились только первенцы
животных, а не дети, как то бывало у родственных изра-
ильтянам западных семитов. В свете археологических
же данных совершенно нелепо выглядят обвинения зако-
нодательства Моисеева в особой жестокости.
Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку,
ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему сво-
ему, тем должно отплатить ему.] (Втор. 19, 21)?
Но наказания в соседних языческих культурах перио-
да Патриархов бывали не только сравнительно жестоки-
ми, как, например, в Законах Хаммурапи (старовавилон-
ский период: первая половина XVIII в. до Р.Х.), действо-
вавших на родине Авраама («Если человек выколол глаз
сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз...
Если он переломил кость человеку, [то] должны пере-
ломить ему кость...
Если человек выбил зуб человеку... [то] должны ему
выбить зуб »), — наказания были куда более жестокими.
Так, в Древнем Египте грабителей гробниц и храмов
сажали на кол, прелюбодеев отдавали на съедение кро-
кодилу.
За другие преступления следовали такие наказания:
100 ударов, пятьдесят ран, отрезание языка, отрезание
носа и ушей, каторжные работы. Декрет фараона, угне-
тателя израильтян Сети I, кроме отрезания носа и ушей,
предусматривает и наказание в 100 ударов и в пять «рва-
ных ран».
Также в сторону большей жестокости наказаний отли-
чаются от Закона Моисеева законы другой части цивили-
зованного мира времен Моисея — Междуречья. Приводи-
мые ниже сравнения хорошо показывают человеколюби-
вый, насколько это было в то время возможно, характер
Синайского законодательства.
Итак, сравним.
«Если человек клятвенно обвинил человека, бросив
на него [обвинение в] убийстве, но не доказал его, [то] об-
винитель его должен быть убит» (Законы Хаммурапи).