Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
204 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
3) условия договора, состоящие из:
а) основного требования союза и верности: да не бу-
дет у тебя других богов пред лицем Моим (ст. 3);
б) частных условий по действию договора (ст. 4-17);
4) положения о:
а) хранении текста (договоры хранились в Храме):
скрижали, содержащие договор (ст. 1-17), были
помещены в ковчег завета (см.: Исх. 25,16; Втор.
Ю, 1-5);
б) периодическом общественном чтении (см.: Втор.
31, 10-13);
5) проклятия (налагаемые на вассала за нарушение
или несоблюдение договора) и благословения (см.: Втор.
28, 1-14 (благословения); 28, 15-68 [проклятия]).
В договор включались также положения о формаль-
ной клятве (которую вассал давал о послушании) и о ре-
лигиозной церемонии, часто с кровавыми жертвами, в
которой утверждался Завет (см.: Исх. 24). Договор носил
личный характер и имел вид диалога: «Я — ты».
В свете исторических данных снисхождением к веро-
ваниям израильтян вполне можно считать и закон о чи-
стых и нечистых животных, и повеление об обрезании.
Разделение животных на чистых и нечистых было усвое-
но задолго до Синайского законодательства (см.: Быт. 7,
2, 3,8), но, судя по текстам Угарита, чистые животные —
это те, которые могут быть принесены в жертву, а в пищу
допускались и нечистые. Повеление израильтянам вку-
шать только чистых животных, приносимых язычника-
ми своим богам, было наглядным напоминанием преам-
булы Синайского завета: вы будете у Меня царством
священников и народом святым (Исх. 19, 6).
Точно так же и обрезание, практиковавшееся в стране
Исхода фараонами и жрецами и запрещенное всем иным,
было заповедано как знак Синайского завета.
Особым видом Божия Домостроительства был и закон
о посвящении Богу и выкупе первенцев (см.: Исх. 13,