Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ЕГИПЕТСКОГО И ИСХОДА
203
цов Церкви о том, что установление ветхозаветного куль-
та вызвано было лишь Домостроительством Бога, позво-
лившего приносить Себе жертвы, к которым уже привык-
ли и пристрастились язычествовавшие израильтяне.
Подтверждением этого мнения являются находки в
древнем Угарите, семитском государстве предпатриар-
хальной эпохи. Здесь мы находим все особенности вет-
хозаветного культа: жертва за грех, мирные жертвы с
употреблением тех же животных, жертвы первых пло-
дов. Отличие Синайского законодательства лишь в том,
что приносить такие жертвы можно только Богу Изра-
илеву.
Те же угаритские тексты дают нам и образцы догово-
ров, которым следует и форма Синайского завета (в древ-
нееврейском — «договора»):
1) историческое введение;
2) требования;
3) наставление о том, как хранить документ и преда-
вать гласности его содержание;
4) гарантии выполнения;
5) штрафные санкции — проклятия;
6) поощрение — благословение.
Подобная же форма договоров между правителем и
народом свойственна и для современных Моисею хет-
тских текстов, найденных в столице державы Хатти.
Большинство элементов этой формы присутствует и в
текстах, рассказывающих о Синайском завете (см. осо-
бенно: Исх. 20, 1-17):
1) преамбула (определяющая автора и приводящая
его титулы): Я Господь, Бог твой (ст. 2);
2) исторический пролог (указывающий предыдущие
отношения между сторонами и подчеркивающий щедрость
правителя к вассалам; эта щедрость является основанием
для благодарности вассала и его будущей верности и по-
слушания): Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства (ст. 2);