Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
202 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
подвергнуться легким изменениям перед использованием
в хурритской письменности. Олбрайтом же подчеркнуто
воздействие на процесс сложения первой алфавитной
письменности развитых уже традиций аккадской клино-
писи и египетского письма.
Другим палестинским алфавитом, появившимся в тот
же период, явился линейный финикийский алфавит, дав-
ший начало большинству поздних письменных систем,
как европейских, так и ближневосточных. Исследова-
ния алфавита позволили В. Олбрайту обосновать его да-
тировку серединой II тысячелетия до Р.Х.— и принад-
лежность ханаанейскому диалекту западносемитских
языков. Таким образом, в период Исхода относившийся
к западносемитской группе язык потомков Иакова имел
свою собственную систему письма, которой, очевидно, и
воспользовался Моисей.
Не избегла возражений рационалистической крити-
ки и та часть Писаний Моисея, в которой было отражено
предание Церкви праотцев, в особенности родословия и
другие исторические подробности. Ученым XIX в., вы-
росшим в письменной культуре, казалась невозможной
точная устная передача сведений подобного рода. Сейчас
же мы обладаем массой схожих исторических примеров.
Так, священная книга индуизма «Ригведа», составлен-
ная во II тысячелетии до Р.Х., в течение тысяч лет изу-
чалась наизусть, передаваясь из уст в уста. Записанный
около тысячи лет назад, ее текст лишь только подтвер-
дил факт многовековой неизменной устной традиции.
Соображения о неуместности кровавого культа в честь
Единого Бога снимаются не только сведениями о подлин-
ной жестокости ханаанских культов (чего стоит одна
лишь находка Р. Макалистера, сделанная в 1902-1909 гг.
при раскопках так называемых высот в Газере и Мегиддо:
множество горшков с остатками человеческих жертво-
приношений, детских костей), но и ранее упоминавшим-
ся мнением как учителей времен Второго Храма, так и от-