Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ЕГИПЕТСКОГО И ИСХОДА
197
Должен правитель хеттов повелеть, чтобы их достави-
ли... великому властителю Египта, их владыке.
Либо если человек или два человека, которых не зна-
ют (т.е. люди незначительные), убегут [из Египта]... то не
оставят их в стране хеттов, а доставят... великому влас-
тителю Египта».
О преследовании рабов, бежавших в Палестину, сооб-
щает и иератический папирус конца эпохи Нового Цар-
ства: «Начальник лучников Какемур из Чеку начальнику
лучников Ини (и) начальнику лучников Бакенптаху:
"...мне было приказано... преследовать этих двух рабов.
<...> Когда мое письмо достигнет вас, пришлите мне опи-
сание всего случившегося с ними, кто найдет бежавших,
какая стража найдет бежавших, какие люди преследуют
их... Да пошлете вы многих людей за ними..."».
В повествовании об Исходе особого внимания заслу-
живает история дарования Закона на Синае. Ранее, в
XVIII-XX вв., было выдвинуто немало возражений как
против отнесения Закона ко времени Исхода, так и про-
тив гуманности его содержания. Некоторые из библеис-
тов прошлого, такие как Ю. Велльгаузен, отрицали да-
же допленное происхождение таких библейских книг,
как книга Левит,— данное мнение, впрочем, было оп-
ровергнуто находкой в Вади-Мурабба'ат фрагмента этой
книги, написанного палеоеврейским, или финикийским,
письмом и датируемого С. Бирнбаумом не ранее VI в.
до Р.Х. Интересно, что традиционные датировки Книги
Екклесиаста и Книги пророка Даниила были также под-
тверждены свитками этих книг III в. до Р.Х., найденны-
ми в Кумране в четвертой пещере.
Еще одно возражение против записи Закона Моисеем
основывалось на предположении, что в то время у изра-
ильтян не существовало письменности. Возражение это,
во-первых, было вызвано господствовавшим в XIX в. мне-
нием об Исходе в XV в. до Р.Х., а во-вторых, слабостью зна-
ний о культуре Ханаана среднего и позднего бронзового