Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПЛЕНА ЕГИПЕТСКОГО И ИСХОДА
193
ного «ложного» общенародного предания не имеет ника-
ких параллелей в истории, и гипотеза о его ложности дол-
нсна быть отвергнута.
Во-вторых, наличие в древнееврейском языке следов
пребывания в Египте: Нил называется Йеор, т.е. просто
«река»; месяц адар — это египетский атайр, египетски-
ми по происхождению являются названия допленных мер
веса и объема; по-египетски именуется и «корзинка» Мои-
сея — теба. Египетскими выглядят и имена многих из-
раильтян — современников Моисея. Даже его имя, впо-
следствии истолкованное как Мау-ше (« из воды»), возмож-
но, есть лишь осколок теофорного египетского имени —
в древнеегипетском языке слово мосе означает «сын», «ди-
тя» (это слово входит составной частью в имена фараонов
Рис. 28. Изображение египетских знамен
Тутмоса (Дхут-маси), Яхмоса (Ах-маси), Рамсеса [Риа-
масэ-са]). Любопытно, что среди родоначальников родов
колена Асирова упоминается лицо с египетским именем
Харнефер (см.: 1 Пар. 7, 36) и почти нет лиц с типично
яхвистскими израильскими именами,— это, кстати, и
свидетельство о степени ассимиляции различных колен.
В свете этого считается вполне возможным, что знамена
колен Израилевых, упомянутые в истории Исхода, иден-
тичны знаменам египетским (см. рис. 28).