Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
192 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
В-четвертых, имеются основательные археологиче-
ские подтверждения завоевания израильтянами Ханаа-
на именно во второй половине XIII в. до Р.Х.
В-пятых, вплоть до упоминания на Стеле Мернепта-
ха, египтяне в Палестине не знают никакого народа с име-
нем Израиль.
Итак, основываясь на всем этом, датой Исхода многие
библеисты считают 1270-1250-е гг. до Р.Х., фараоном
Исхода — Рамсеса II, а фараоном-угнетателем — свире-
пого и кровожадного воина Сети Первого.
Исходя из этого, мы можем привести немало и других
подтверждений Исхода,— ведь прямые свидетельства бег-
ства государственных рабов мы вряд ли когда-либо най-
дем: единственной находкой, относящейся к периоду Ис-
хода, является надпись, найденная в 1967 г. в Заиорданье.
Арамейский текст, обнаруженный в здании, разрушен-
ном землетрясением 760 г. до Р.Х., упоминает «книгу Ва-
лаама, сына Пеора... провидца богов» (см.: Чис. 22-24).
Так как в сорока километрах от места находки распола-
гается гора Фегор (Пеор), то вполне возможно предпо-
ложить, что Валаам жил здесь, а рекой, упомянутой в
Священном Писании (см.: Чис. 22, 5), был не далекий
Евфрат, а протекающий рядом Иордан. В этом случае мы
получаем объяснение возможности неоднократных появ-
лений князей Моавитских (см.: Чис. 22, 14) у Валаама.
В подтверждение предполагаемых прамонотеистических
воззрений Валаама можно привести и тот факт, что в най-
денном тексте, при передаче речи самого провидца, имя
Того, к Кому он обращается, звучит как Шаддай (ср.: Быт.
17, 1; масоретский текст) — синодальный текст перево-
дит выражение Эль Шаддай как Бог Всемогущий (Быт.
17,1). Подтверждения же историчности повествования об
Исходе следующие.
Во-первых, твердая убежденность всех последующих
поколений израильтян в том, что их предки сотни лет бы-
ли «царскими людьми» в Египте. Возникновение подоб-