Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
18 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
древних манускриптов и сверки разнообразных чтений
и выродившейся в надуманные и взаимно противореча-
щие «поправки» к традиционному тексту. Дело доходи-
ло до того, что одно предложение разделяли на три-четы-
ре «источника», при этом исправляли в нем несколько
слов, фактически ничего не оставляя от текста, кроме
собственных домыслов. Та же библейская критика, под-
ходя к слову Божию как к произведению человеческого
разума, отвергла таким способом и самое предположение
о боговдохновенности Священных Книг. Возникшая же
несколько позже так называемая мифологическая шко-
ла и вовсе низводила ветхозаветные тексты до уровня на-
родных сказаний, а новозаветные повествования считала
своего рода переосмыслением астральных мифов. Так,
немецкий исследователь А. Древе считал реку Иордан в
новозаветных текстах олицетворением Млечного Пути,
а Пророка и Предтечу Иоанна Крестителя — олицетво-
рением созвездия Южной Рыбы и так далее. Сторонники
мифологической школы считали, что создатели Еванге-
лий, жившие, по их мнению, не ранее II в. по Р.Х. в Ма-
лой Азии, черпали свои сюжеты не из реальной действи-
тельности, а, как писал философ Б. Бауэр, «из своей внут-
ренней глубины»,— т.е. из своих представлений.
Всем этим измышлениям падшего разума, желавше-
го рационально оправдать свержение благого ига Хрис-
това, были противопоставлены достижения библейской
археологии, начало которой восходит к XVIII веку. До
этого времени для христианских народов основным источ-
ником знаний о Древнем Востоке были тексты Священ-
ного Писания, «Ономастикой» Евсевия Кесарийского об
именах местностей, упомянутых в Библии, и многочис-
ленные описания паломничеств ко святым местам, в боль-
шинстве случаев не отличавшиеся точностью.
Исследования, базирующиеся на этих источниках,
сформировались в дальнейшем в так называемое палести-
новедение, существующее и поныне и ставящее своей це-