Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
1 78 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
трагической странице в своей истории египтяне особо не
распространялись: до XIX в. по Р.Х. о гиксосах знали
лишь по цитировавшимся Иосифом Флавием спискам Ма-
нефона. Притом сведения эти были полуфантастически-
ми: по Манефону, гиксосы — это прокаженные, изгнан-
ные из Египта и основавшие впоследствии Иерусалим.
Однако этимология имени гиксосы, приводимая Манефо-
ном, близка к истине: он их называет царями-пастуха-
ми; и действительно, на скарабеях гиксосы именуются
хека хасут («цари иноземных стран»). Такое наимено-
вание встречается в еще более раннем «Рассказе о Сину-
хете». В Бени-Хасане, в уже упомянутой гробнице, как
раз изображаются тридцать семь азиатов, принесших да-
ры,— их предводитель в сопроводительной надписи на-
зван хека хасут. Судя по контексту упоминаний о хека
хасут на скарабеях,— это обычный термин для обозначе-
ния царьков Святой Земли. Для нас же древнеегипетские
сообщения о племенных царьках Сиро-Палестины инте-
ресны еще и тем, что в двух случаях — в текстах Амарн-
ского архива (ок. 1400-1350 до Р.Х.) и в «текстах-про-
клятиях» (ок. 2000 до Р.Х.) — местные царьки носят имя
Иов, что еще раз говорит об исторической достовернос-
ти библейских повествований.
В XIX в. из папируса Салье уже знали о гиксосском
фараоне Апопи II, современнике патриарха Иосифа, и его
противнике, египтянине Секеннире, погибшем в бою (это,
кстати, подтвердила и находка его мумии — с разбитой
головой).
Тогда же найдены были и скарабеи с именами гиксос-
ских правителей, носивших, кроме египетского имени
Уесер-Ра, семитское имя Якеб-эль (или Якоб хр) (см. цв.
вклейку, илл. 1). Сейчас наши знания о владычестве гик-
сосов значительно расширились: так, о борьбе с ними и
их изгнании из Египта сообщают Табличка Г. Карнар-
вона, Стела Камоса (начало XVI до Р.Х.) и жизнеописание
участника этих событий — начальника гребцов Яхмоса,
осаждавшего столицу гиксосов — Аварис.