Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
177
гиксосской или фиванской. Сохранившиеся источники
весьма противоречивы.
Подтверждение истории о патриархе Иосифе данными
египтологии началось со времени зарождения этой науки.
Основной мыслью исследователей XIX в., таких как
профф. Д. Введенский, В. Шпигельберг, было то, что вся
история об Иосифе носит ярко выраженный египетский
характер, исторически достоверна и содержит сведения
об эпохе, о которой более поздним поколениям было из-
вестно так мало, что они не могли быть ее составителями.
Акцентирование этой мысли было вызвано известными
в XIX в. так называемыми мифологическими гипотеза-
ми. Согласно мнению Г. Винклера, история Иосифа —
эпическое произведение периода Судей, причем патри-
арх Иаков — это воплощение лунного бога, а патриарх
Иосиф — солнечного. Согласно же еще одной гипотезе,
патриарх Иаков — на самом деле бог Хеб, а Иосиф — Оси-
рис. Соответственно истолковывались и иные персонажи
этого повествования.
Особо важным аргументом в пользу историчности по-
вествования о патриархе Иосифе является то, что все со-
бытия происходили во время так называемого гиксосско-
го владычества в Египте, когда только лишь и было воз-
можно подобное возвышение пришельца-азиата.
Несмотря на то что египтяне давно находились в тес-
ных отношениях с жителями Азии, они относились к вар-
варам и с презрением, и с опасением,— хорошо зная их
нравы. Вышеупомянутый царь из Гераклеополя в поуче-
нии своему сыну Мерикаре говорит следующее: «Смот-
ри... <...> возвел я там города, поселил жителей со всей
страны, дабы не отважились азиаты простереть длань
свою...<...>...жалок азиат, плохо место, где он пребывает,
горька там вода, труден доступ к нему от густых лесов, не-
легки дороги горные... <...> Страшится Египта кочевник».
Подозрительное отношение к азиатам оказалось небез-
основательным: они все-таки захватили Египет. Об этой