Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
169
групп, обобщенно именуемых гиксосами. Среди зафикси-
рованных на скарабеях имен есть безусловно семитские,
но много и других. Наиболее четкую группу представля-
ют хурритские имена. Хурриты известны на Среднем Ев-
фрате с начала II тысячелетия до Р.Х., далее они играли
значительную роль в судьбах Древнего Востока на протя-
жении нескольких веков. В XIV в. до Р.Х. палестинские
царьки с хурритскими именами упоминались в Амарн-
ской переписке. Наряду с хурритами в источниках II ты-
сячелетия до Р.Х. упоминается еще одна значительная
группа — хапиру, в ономастиконе которой К. Кеньон
подчеркивает наличие семитских имен, причем исследо-
вательница допускает сопоставление этнонимов habiru с
hebrew и египетским apiru.
Высказанное еще в начале XX в. предположение о том,
что под термином хапиру скрывается первоначальная
форма этнического обозначения ибри («еврей»), вызвало
длительную и горячую дискуссию. Хотя и теперь имеют-
ся отдельные сторонники гипотезы отождествления хапи-
ру и ибри, однако после опубликования в 1954 г. материа-
лов международной конференции, на которой всесторонне
обсуждалась эта проблема, большинство исследователей
решительно отказались от такой идентификации, не име-
ющей ни лингвистической, ни исторической опоры. Ха-
пиру были вольницей, изгоями или беглецами из своих
общин самого разнообразного происхождения, спасавши-
мися от эксплуатации, военных погромов и долговой ка-
балы, скрывавшимися в лесах Сирии, Верхней Месопота-
мии и Загроса и занимавшимися немного земледелием,
немного мелким скотоводством, немного разбоем, а иног-
да шедшими в батраки или в наемные воины.
За действительную точку отсчета для еврейской эт-
ноистории принят эбер («переход») из-за Евфрата; при
этом обосновывается признание патриархов Авраама,
Исаака и Иакова историческими личностями, связан-
ными с общностью ибри («перешедших»). Переселение