Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
167
сандалиях, женщины — в низкой кожаной обуви. В чис-
ле вооружения изображены сложные луки, стрелы, дро-
тики и, вероятно, изогнутые серповидные мечи». Пол-
ной неожиданностью для Олбрайта явилось наличие сре-
ди вещей лиры в руках одного из мужчин, а также уже
отмеченных мехов (для плавильных горнов), навьючен-
ных, наряду с прочим грузом, на ослов.
Важность подобного изображения для библейской
археологии заключается и в том, что Олбрайт идентифи-
цировал рассматриваемый период (XX-XIX до Р.Х.) как
период Патриархов, а его события (движение запад носе-
митских племен вдоль «плодородного полумесяца» и со-
здание поселков в Негеве) — как основание соответству-
ющей традиции книги Бытие. Переселение Авраама, амор-
реянина(см.: Быт. 14,13), виделось Олбрайту как эпизод
переселения в Палестину полукочевых групп западносе-
митских скотоводов из Сирии, известных по месопотам-
ским документам как амурру (« западники ») и названных
современными учеными аморреями. Основной ячейкой
общества пастухов-аморреев этого времени была родопле-
менная единица, носившая название гайу и делившаяся
на более мелкие кровнородственные единицы. Под влас-
тью главы патриархальной большой семьи были, помимо
его жен и детей, также семьи сыновей, чужаки, усынов-
ленные или присоединившиеся к роду, рабы и рабыни.
(Последние, как правило, считались принадлежавшими
женам, и обычай допускал сожительство патриарха с ни-
ми не иначе как с ведома госпожи рабыни; бесплодная же-
на могла принять ребенка рабыни во время родов на свои
колени, и тогда он считался ее ребенком.) Вообще же пат-
риарх распоряжался жизнью и смертью и имуществом
всей семьи. После его смерти скот и пастбищные угодья
делились между вновь возникавшими кровнородственны-
ми ячейками.
В. Олбрайт не сомневался в реальности событий, кото-
рые легли в основу сказаний о патриархах книги Бытие.