Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
163
Оборонительная стена неоднократно реконструировалась
и совершенствовалась, но сохраняла единую линию. Плот-
ность застройки Иерихона возрастала — к концу ранне-
го бронзового века он превратился в крупный процвета-
ющий город.
Не менее значительным было поселение, известное по
современному названию Телль эль-Фара, располагавшее-
ся на холме, господствовавшем над рядом важнейших пу-
тей из Иорданской долины: на север к Беф-Сану и на юг к
Иерихону. Тогда же сложился и город Мегиддо, на верх-
ней террасе которого был открыт алтарь — коническая ка-
менная постройка шириной до восьми метров с ведущими
к ней ступенями и явными следами жертвоприношений —
грудами костей животных и фрагментов керамики. Весь
комплекс состоял из трех храмов размерами семнадцать
метров на восемнадцать метров каждый.
Все эти сооружения сохраняют в основе традицион-
ный, выработанный еще в энеолите план «широкого до-
ма» . Но теперь перед храмом возводился широкий портик
с двумя колоннами — эта традиция сохранялась и позже,
например в Храме Соломона. В основных залах размера-
ми четырнадцать метров на девять метров находятся две
каменные базы столбов, очевидно, принадлежностей ар-
хитектурного декорума, а у задней стены — пьедесталы
для статуй божеств. Предполагается, что храмы были по-
священы трем различным богам, весь же их участок и
был своего рода теменосом — духовным центром города,
огражденным внутренней стеной и смежным управлен-
ческому центру — большому общественному зданию пло-
щадью 300 м2, скорее всего дворцу правителя. Разделя-
ющая их опорная стена террасы не противоречит интер-
претации этой группы построек как единого комплекса
городского центра.
Очень близкое по плану храмовое сооружение, столь
же монументальное, как и в Мегиддо, с расположенными