Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
159
ся и в некоторых энеолитических поселениях, где най-
дены погребения под полами домов. Но они стали уже ис-
ключением. При большинстве поселений, прежде всего
при самых значительных, открыты вынесенные за их пре-
делы кладбища. И сразу же фиксируется многообразие
погребальных сооружений. В прибрежной же Саронской
(Шаронской) долине разрозненные кости одного-двух че-
ловек помещались в глиняные оссуарии, часто выполнен-
ные в виде домиков с окнами и двускатными крышами;
размеры их в среднем пятьдесят пять сантиметров на трид-
цать сантиметров и на сорок пять сантиметров. Отверстия
для помещения костей располагаются в торцовых стен-
ках. Некоторые из этих изделий стоят на четырех ножках,
которые, возможно, имитировали сваи жилищ — прото-
типов оссуариев; такие жилища совершенно естественны
на заболоченных участках долины. Фасады домообразных
оссуариев часто покрывались красно-коричневой роспи-
сью, среди мотивов которой наиболее обычны человече-
ские глаза и нос, изображения животных и птиц, а также
орудия труда, что подтверждает веру в загробную жизнь.
Относительно этнического состава населения Святой
Земли описываемого времени можно сказать следующее.
К началу IV тысячелетия до Р.X. на территории Перед-
ней Азии жили народы семитской группы языков, при-
чем уже распавшихся на восточную и западную, а точ-
нее, северо-восточную и юго-западную ветви. Керамиче-
ский неолит Иерихона и энеолит — время, когда на этой
территории по-прежнему господствует семитское насе-
ление. И жило оно, по-видимому, в соседстве с носите-
лями хамитских языков, представители которых засе-
ляли близлежащие районы Африки.
Культурный и экономический уровень развития на-
родов Святой Земли того времени был чрезвычайно вы-
сок, куда выше, чем, к примеру, уровень развития насе-
ления низовий Нила, которое вплоть до IV тысячелетия
до Р.Х. находилось под прямым влиянием материальной