Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
157
КАМЕННЫЙ ВЕК. ЭНЕОЛИТ
(4200/3800-3300/3200 ДО Р.Х.)
Для этого периода характерно сочетание металлургии
с каменной индустрией: камень был доступнее и дешевле
металла и еще многие столетия сохранял значение основ-
ного материала для целого ряда орудий и прочих изде-
лий. В силу этого сам период получил наименование энео-
лита или халколита — «медно-каменного века». С от-
крытием и все более массовым использованием орудий из
металла технический прогресс пошел неизмеримо бы-
стрее. Как следствие — развивается экономика обществ,
знакомых с металлом, растет численность населения, ус-
ложняется социальная структура. Восстановленный об-
лик жителей поселений позволяет говорить о людях, еще
не знавших металла, но уже оседлых земледельцах и ско-
товодах. С уверенностью можно говорить о наличии как
святилищ и храмов внутри крупных поселков (Телейлат-
Гхассул), так и о самостоятельных культовых памятни-
ках, непосредственно с поселениями не связанных. К по-
следним должен быть отнесен прежде всего храм над оази-
сом (в Ен-Геди [Эн-Геди]) на западном берегу Мертвого
моря. Он располагался в глубине большого двора (разме-
рами двадцать восемь метров на двадцать метров), обрам-
ленного каменной оградой со своего рода пропилеями —
двойными воротами, ведущими через прямоугольную
конструкцию со скамьями вдоль стен. Двор может рас-
сматриваться как священный участок. В центре его рас-
полагался круглый церемониальный бассейн, а в восточ-
ной части — вспомогательная прямоугольная постройка
и дополнительный выход. Сам храм занимал почти всю
северную часть двора и представлял собой « широкий дом »
размерами пять метров на двадцать метров со входом в
середине южной длинной стороны. Против входа, при-
мыкая к северной стене, располагалось подковообразное
сооружение, ограждавшее вертикально поставленный
священный камень. Это уже оформленный алтарь, по