Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
153
Чтобы построить такие огромные сооружения, нужно
было располагать большой рабочей силой. А для того что-
бы прокормить столько рабочих, не занятых добычей
пищи, нужно было иметь много запасов пищи. Следова-
тельно, это был настоящий город как социальное и эко-
номическое образование — с единой властью, едиными
«стратегическими» запасами пищи и единой подчинен-
ной территорией (это, собственно, был ее социальный, по-
литический и экономический центр). Внутри крепости,
охваченной стеной, на площади в два с половиной гекта-
ра тесно стояли круглые хижины, в которых жило около
3 000 человек. Такое количество жителей для поселения
VIII тысячелетия до Р.Х. было до сих пор неизвестно. Ведь
самые большие общины Европы в то время насчитывали
от 100 до 200 человек, на Среднем Востоке — до пятисот.
Иерихон заслуживает наименования древнейшего го-
рода мира. Отсутствие же в Иерихоне того времени пись-
менности в очередной раз подтвердило тот факт, что бес-
письменные общества в состоянии передавать свои тра-
диции (предание) в полном объеме и в течение многих
поколений.
Чрезвычайно важны находки, освещающие духовную
жизнь создателей поселения; часть из них, безусловно,
связана с поклонением сверхъестественным силам, от ко-
торых зависели основные виды хозяйства, обеспечивав-
шие благосостояние этой процветавшей общины. Как во-
тивные (посвятительные) пожертвования могут рассмат-
риваться глиняные статуэтки животных, значительно
реже — людей: в целом эта традиция получит в дальней-
шем широкое распространение и длительное развитие.
Для земледельческого населения характерны глиняные
женские статуэтки — изображения богини-матери.
В погребальном обряде сохранились основные черты
ритуала предшествующего этапа. Получает широкое рас-
пространение известный ранее обычай отделения чере-
пов. Особый же интерес представляют найденные в ряде