Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
147
с Амминадби. Богом аммонитян называли Милхома, или
Молоха (см.: 3 Цар. 11, 5, 7, 33), а к периоду Судей так-
же и моавитского богаКемоша(библ. Хамоса) (см.: Суд.
11,24).
Моав находился между Арноном и ВадиТаса, но иног-
да его границы передвигались на север от Арнона. Рав-
нины Моавитские (Чис. 31, 12), между Вади-Нимрин и
Мертвым морем, подымались к Гизбану и Мадебе. Моа-
витяне были родственны аммонитянам, и оба эти народа
состояли в родстве с Израилем. Они изгнали эмимов и за-
няли их территории (см.: Втор. 2,10-11). Однако к появ-
лению израильтян в Заиорданье остававшиеся там амор-
реи во главе с Сигоном, царем Есевона (Хешбона; совр.
Тел ль Хесбен), оттеснили моавитян и аммонитян, отняв
у них земли между Арноном и Иавоком (см.: Чис. 21,13,
26-30). При разделении Ханаана и Заиорданья между ко-
ленами Израиля колено Рувима получило в удел часть зе-
мель моавитян. Моавитяне были язычниками, главным их
божеством был Кемош. Засвидетельствовано и почитание
Астар-Кемоша. Со временем моавитяне были поглощены
арабами.
Идумея/Едом обычно считается областью на востоке
пустыни Арава, между Мертвым морем и заливом Акаба,
но в ветхозаветные времена она располагалась по обеим
сторонам пустыни. Высокий горный хребет, называемый
Сеир, был центром идумейской территории со столицей
Петра. Название земли происходило от имени населявше-
го ее народа идумеев — потомков Исава, получившего
прозвище Эдом («красный») за рыжий цвет волос, а так-
же за то, что он продал свое первородство за чечевичную
похлебку, имевшую красноватый цвет (см.: Быт. 25, 25,
30). Поскольку Эдом был с трех сторон окружен пустыня-
ми, то идумеи для расширения своей территории были
вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с
коленом Иуды. Со времени Давида Идумея/Едом была