Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
142 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
племен как раз с середины II тысячелетия до Р.Х. (см.
рис. 12). Путешествие Авраама с семейством в Египет
(см.: Быт. 12,10-20) было в то время делом вполне обыч-
ным,— это подтверждается
изображением времен XII ди-
настии (время Авраама): на
нем как раз и представлены
кочевые семиты, переселя-
ющиеся на голодные годы в
Египет.
Рис .12. Сцена обрезания Пещера Махпела (« Двой-
ная»), где были похоронены
Авраам и Сарра, находится в Хевроне: ученый-путешест-
венник испанский раввин Вениамин бен-Иона Тудель-
ский, видевший ее в 1163 г., сообщал, что тогда еще сохра-
нялись на ней надписи времен Второго Храма.
Упоминавшиеся ранее правовые нормы взаимоотно-
шений человека с домоправителем — приемным сыном,
существовавшие в период Патриархов в Междуречье, на-
поминают об истории Иакова и Лавана (см.: Быт. 31), а
присвоение Рахилью терафимов (домашних идолов) сво-
его отца (см.: Быт. 31,19) объясняется другой традицией
того времени: зять, обладавший терафимом тестя, пользо-
вался одинаковым правом с его сыновьями на наследство:
таким образом, претензии к Иакову Лавана, а тем более
его сыновей, становились беспочвенными.
История равноправного положения сыновей Иакова,
рожденных как от жен, так и от наложниц, тоже нахо-
дит свое объяснение в Законах Хаммурапи, гласящих:
«Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабы-
ня родила ему сыновей, [и] отец при жизни своей ска-
зал сыновьям, которых ему родила рабыня: "Мои сыно-
вья", и он их причислил к сыновьям супруги, [то] после
того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабы-
ни должны поровну поделиться имуществом в доме их
отца».