Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
140 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
о практике выбора бесплодной женой наложницы му-
жу, которая должна была родить наследника (см.: Быт.
16,3). Вот как об этом говорилось в брачном договоре семьи
Тегаптили (XVI до Р.Х.): «Если у жены будут дети, муж
не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей
не будет, она сама выберет мужу рабыню, а детей, рож-
денных от этого союза, воспитает как своих собственных».
Общая картина патриархальной религии вполне за-
служивает доверия. В частности, изображение Единого
Бога как личного Бога патриарха, главы клана (а не как
Бога мест и святилищ, что характерно для ханаанеев),
заключающего односторонний Завет и обещающего Бо-
жественную защиту, является достоверным. Далее, ре-
лигия патриархов определенно не является «проекцией»
в прошлое поздней израильской веры. Некоторые черты
четко указывают на это: например, регулярное исполь-
зование Божественного имени Эль вместо Ягу (Ягве),
полное отсутствие упоминаний или использования име-
ни Ваал у непосредственность отношений Бога и патриар-
хов (без посредничества священника, Пророка или куль-
та) и полное отсутствие упоминаний об Иерусалиме.
Представленных свидетельств совершенно достаточ-
но, чтобы сделать вывод о том, что патриархи были ис-
торическими фигурами. Это не значит, что хотя бы одно
лицо или событие из патриархальных повествований бы-
ло найдено во внебиблеиских источниках; и вряд ли оно
будет найдено — по той простой причине, что патриар-
хальные повествования являются родовой историей. Са-
ми патриархи были вождями полукочевых родов, чья
жизнь мало кого интересовала вне их родового круга.
При этом существуют археологические подтвержде-
ния возможности событий периода Патриархов как раз в
начале II тысячелетия до Р.Х. Так, ранее считали леген-
дарным сообщение о войне с царями Ханаана (см.: Быт.
14, 5-7),— хотя бы в силу того, что указанные местности