Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
139
ревнях, а потому кочевое скотоводство «выросло» из де-
ревенских поселений. Данной местности было свойствен-
но взаимное движение между оседлыми земледельчески-
ми сообществами и кочевниками, которые периодически
вторгались в степь в поисках пастбищ. Постоянно возни-
кающие конфликты были не столько стычками между
скотоводами и земледельцами, сколько борьбой за поли-
тическую власть между организованными городами-госу-
дарствами с их мощными урбанистическими центрами и
независимыми племенными образованиями, возглавляе-
мыми вождями.
Судя по библейским данным, образ жизни патриархов
отражает именно это диморфное общество. Патриархи
разбивают свои лагеря вблизи городов и даже время от
времени занимаются земледелием. Однако, как и кочев-
ники государства Мари, патриархи являются в первую
очередь пастухами. Исследователи обнаружили исполь-
зование параллельной терминологии Израилем и обще-
ством Мари в лексике, связанной с темой племенного род-
ства и темой кочевых стоянок. Совершенно ясно, что образ
жизни библейских патриархов имеет ряд общих черт со
скотоводческим номадизмом (кочевничеством), описан-
ным в текстах Мари, и что он вполне соответствует куль-
турному контексту начала II тысячелетия до Р.Х.
Различные социальные и юридические обычаи, встре-
чающиеся в патриархальных повествованиях, могут быть
сопоставлены с широким кругом социально-юридических
обычаев, встречающихся как во втором тысячелетии, так
и в первом, из чего вытекает, что эти повествования дос-
товерно отражают давние традиции Ближнего Востока.
Особое значение имеют применявшиеся патриархами
правовые нормы, соответствовавшие законам семитских
государств конца II тысячелетия до Р.Х. Практика усы-
новления домоправителем наследника (см.: Быт. 15,2-3)
отражена в документах из Нузи. В них же упоминается