Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
133
ных учреждений и торговых компаний, и низкая товар-
ность хозяйства приводили к тому, что не только не все-
гда и не везде можно было продать за серебро продукты
сельского хозяйства, но и купить их за серебро также бы-
вало зачастую затруднительно. Купля-продажа за сереб-
ро при отсутствии чеканной монеты необходимо требова-
ла взвешивания, расчетов, т.е. определенных знаний и
квалификации, которыми большинство населения, ко-
нечно, не обладало. Это еще более затрудняло обращение
серебра, особенно в сельской местности. В крупных горо-
дах, где были меняльные лавки и жило много торговцев,
такого рода затруднений не возникало. Серебро здесь мог-
ло обращаться свободнее, и его, вероятно, всегда можно
было реализовать, так как потребность в серебре в связи
с развитием хозяйства все возрастала.
В сословном отношении общество того времени дели-
лось на полноправных «свободных граждан» (авилум),
владевших недвижимой собственностью на правах член-
ства в какой-либо (городской или сельской) общине, на
«лиц с ограниченными юридическими и политическими
правами» (мушкенум), не имевших недвижимой собствен-
ности, но получивших от государства за службу или ра-
боту в условное владение землю, и на «рабов» (вардум),
которые были собственностью своих хозяев. Высшая двор-
цовая и храмовая знать относилась к авилум. Собствен-
ность на землю не носила сословного характера, и в той
мере, в какой земельные участки продавались (главным
образом дома, сады, весьма редко поля), их могли поку-
пать и мушкенум.
Города и сельские поселения со всей их обрабатывае-
мой площадью занимали сравнительно узкую террито-
рию Месопотамской аллювиальной равнины, к которой
с обеих сторон примыкали пастушеские угодья, населен-
ные подвижными западносемитскими племенами овце-
водов-аморреев, к которым принадлежало и семейство
Фарры, отца Авраама. Ежегодно, в определенное время,