Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
131
являлись представителями знати, а технические испол-
нители культа, низший храмовый персонал, как прави-
ло, выходили из низших слоев населения. Большое зна-
чение приобрели храмовые писцы, которые хранили и
развивали письменность.
Напомним, что правитель шумерского города-госу-
дарства считался потомком богов, а также представите-
лем городского бога в государстве (кстати сказать, цент-
ром почитания Энлиля был город Ниппур, центром почи-
тания Сина, отождествлявшегося с Луной,— город Ур,
бога Солнца Шамаша — город Сиппар и т.д.).
Что касается аккадских семитов, то они, скорее все-
го, не имели своей четко выработанной иерархии богов.
Подобно другим семитским племенам, бога своего племе-
ни они называли «владыкой» (бел), а богиню племени —
просто «богиней» (эштар).
Придя в Междуречье, аккадские семиты восприняли
все основные черты шумерской религии. В это время Ва-
вилон впервые возвысился над всеми другими городами
Междуречья и стал столицей государства, объединивше-
го всю Нижнюю Месопотамию и часть Верхней Месопо-
тамии. Несмотря на то что это объединение продержа-
лось лишь на протяжении жизни одного поколения, оно
надолго сохранилось в памяти людей, а выработанные в
то время культурные, религиозные и правовые архети-
пы были усвоены всеми обитателями Междуречья,— в
том числе и семейством Авраама.
В это время Месопотамия могла по праву называться
«страной множества городов». (Они были разбросаны по
берегам Тигра и Евфрата, на местах слияния крупных
каналов.) Некоторые из них насчитывали уже не одну
сотню лет — такие, как Ниппур, Киш, Сиппар, Ур, У рук;
были и более новые — Иссин, Ларса, и такие, чья исто-
рия была еще впереди, как у Вавилона. Города эти зани-
мали площадь в два — четыре квадратных километра и
насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре