Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
130 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
областях знаний — земледелии, металлургии, архитекту-
ре, медицине, математике. Они передали понятия о ме-
сяцах, градусах, минутах и секундах круга и так далее.
Древнее русло Евфрата приблизительно совпадало с
нынешним только до точки напротив Багдада. Далее глав-
ное русло Евфрата поворачивало, по сравнению с нынеш-
ним, восточнее и шло затем на юго-восток, примерно по-
середине между современным Тигром и современным рус-
лом Евфрата. При этом только в средней части Нижней
Месопотамии, выше Ниппура, древний Евфрат (шум. Бу-
ранун) тек по одному руслу, а выше и ниже разветвлял-
ся. В северной части страны он делился на два потока:
Буранун западнее и Ирнина восточнее, между ними про-
ходили еще два параллельных русла меньшей ширины.
В южной части страны Евфрат также разветвлялся на
два потока: Буранун западнее и Итурунгаль восточнее.
Местность между ними называлась «Высокая Степь»
(шум. Ан-эден), что соответствует названию рая в книге
Бытие — ГанЭден. Торговали с Индией (шум. Мелаха),
завозили медь из Омана (шум. Маган).
Особое место в цивилизации шумеров занимала шко-
ла — эдубба, бывшая хранительницей традиции. Здесь
давалось универсальное образование: ученики осваива-
ли не только клинопись, но и изучали тогдашние матема-
тику, богословие, ботанику, зоологию, минералогию, гео-
графию, языки, литературу. До нас дошли длиннейшие
списки названий животных и растений, птиц, насекомых,
камней, минералов, математические таблицы, списки
сложных существительных, глагольных форм, сборни-
ки пословиц и афоризмов, басен. Ученики переписыва-
ли и заучивали наизусть поэтические тексты размером до
1 000 строк. В этой среде возник термин намлулу («чело-
вечность»), т.е. свойства, приличные человеку.
Первоначально в Шумере не было жречества как осо-
бого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяй-
ством храмов и выполнявшие основные обряды культа,