Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПАТРИАРХОВ
129
халдейского, отчизны праотца Авраама. В этом архиве
в конце III тысячелетия до Р.Х. был создан так называе-
мый Царский список — перечень царей, последователь-
но правивших в различных городах Месопотамии «от
начала мира». Все династии делятся на допотопные и
послепотопные.
Шумер был амфиктиониейу т.е. объединением род-
ственных народов вокруг единого культового центра. Гла-
вой священного союза считался бог Энлиль, обитавший
в священном городе Ниппуре, где находился величест-
венный зиккурат. В каждом городе почитались и свои
боги, считавшиеся владетелями соответствующих тер-
риторий. Религия структурировала всю жизнь шумеров.
Государственные акты возводились к богам: «По прямо-
му слову Нингирсу, воина Энлиля, начата война с Умма».
Почти все имена были теофорными, например: « Энлиль —
моя защита», «Вблизи Бау — жизнь». У каждого жителя
был свой бог-покровитель, изображаемый на личном ци-
линдре-печати. Молитвы и жертвы приносились не толь-
ко лично, но для постоянного общения с божеством в хра-
мы ставились статуи в молитвенной позе, представлявшие
жертвователя перед божеством даже после его, жертвова-
теля, смерти.
Цари и правители считались потомками, наместни-
ками, избранниками и ставленниками богов, которые
«провозглашали их имена» и находились с царями и пра-
вителями в близких отношениях. В Шумере процветали
ремесла: трудились столяры, плотники, кожевенники,
скульпторы, литейщики, ювелиры. В строительстве упот-
ребляли кирпичи. Широко использовались музыкальные
инструменты: тимпан, лира, арфа. Именно шумеры, пер-
выми в человеческой истории, изобрели письмо. Иерогли-
фы на мягкой глине получили вид клиньев, затем, в
ассирийские времена, они были стилизованы и стали вы-
секаться на камне в гвоздеобразном виде. Иероглифы
зафиксировали успехи предыдущих поколений во всех