Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
128 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Ларсы, рядом с родиной Авраама — У ром,— не только
говорит о всемирном (правильнее — всечеловеческом) по-
топе, но и сообщает имена десяти допотопных. Для нас
важно то, что праотцы выросли в окружении культуры,
основы которой были заложены
шумерами (см. рис. 8), и очень
многое в повествовании об Авра-
аме, Исааке и Иакове не просто
становится понятным при рассмот-
рении истории, религии, культу-
ры и права древних обитателей
Междуречья, но и подтверждает
историчность истории праотцев.
В XXIV в. до Р.Х. население
южной части Месопотамии в ос-
Рис. 8. Изображение новном говорило по-шумерски, в
шумера т0 Время как в центральной и се-
верной части региона звучал так-
же и восточносемитский язык. Он же преобладал в Верх-
ней Месопотамии. Между носителями языков этниче-
ской вражды, судя по имеющимся данным, не было. Все
жители Месопотамии называли себя одинаково — «черно-
головыми» (по-шумерски санг-нгига, по-семитски цалъ-
мат-каккади). Единого государства не было, однако цен-
тром шумерского племенного союза еще в догосудар-
ственный период был Ниппур, находившийся в центре
Нижнеевфратской долины. Здесь находился храм бога
Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», здесь
же, предположительно, возникла первая известная нам
система письма. В остальных шумерских городах-госу-
дарствах также были свои храмы, являвшиеся центрами
религиозной, культовой, научной и государственной дея-
тельности. Урожай с земли храма шел в запасной страхо-
вой фонд общины, на обмен с другими странами, на об-
щественные работы. Об этом рассказывает один из древ-
нейших в мире письменных памятников — архив Ура