Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАОТЦЕВ
125
машней работы. Особые нарекания вызывало выделение
некоторых пятниц (в том числе девятой пятницы по Пас-
хе) в праздники, особо отмечавшиеся женщинами. Кое-
где реликты этой практики дожили до начала XX века.
Ну и наконец, самый нижний храм, фундамент всей
башни, посвящался богу, свергшему «Творца древнего»,
планетарному божеству Сатурна — Энлилю. Храм бога
древности, покровителя царской власти и скотоводства,
был черного цвета. У древних персов это был день бога
Каивана, у римлян — бога Сатурна (dies Saturni — от
этрусского Сатре, соотносимого с древнегреческим Кроно-
сом). Сатурн-Кронос воспринимался как бог юности чело-
вечества, когда не было еще социального расслоения, и
поэтому во время греческих Кроний и римских Сатурна-
лий рабы пользовались полной свободой. Это обстоятель-
ство дает основания и для следующего вывода. Патриар-
хам была прекрасно известна семидневная неделя — су-
дя по всему, они ее придерживались и во время плена
Египетского. В то же время повеление посвящать седь-
мой день Единому Богу может иметь, кроме всего проче-
го, и воспитательный смысл. Как мы знаем, отцы Церк-
ви, как и авторы ранних трактатов Талмуда, указыва-
ют на цель учреждения Синайским законодательством
жертвоприношений — отвращение древних израильтян
от жертвоприношений идолам. Вседовольный Бог не
нуждался в кровавых жертвоприношениях, но из снис-
хождения к привычкам народа позволил их приносить
Себе — эту мысль особо подчеркивал свт. Иоанн Злато-
уст, доказывая временный характер Синайских пове-
лений о Ветхозаветном Храме. И закон о посвящении
первенцев также преследовал цель прекращения хана-
анейской практики заклания первенцев, в том числе че-
ловеческих, языческим божествам. Исходя из того, что,
по свидетельству пророка Амоса, израильтяне и в пусты-
не, и после продолжали поклоняться Сиккуту (в Септуа-
гинте и в синодальном тексте (см.: Ам. 5, 26; ср.: Деян. 7,