Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
122 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
примеру, множество археологических свидетельств о су-
ществовании в те времена людоедства. Так, в Кранине
(Югославия) были обнаружены останки двадцати чело-
век, кости которых были разбиты для добычи мозга; на
некоторых костях были следы человеческих зубов и сле-
ды зажаривания на костре. Причем поедались инопле-
менники, а своих сродников хоронили с почетом, с раз-
нообразным погребальным инвентарем.
Интересные выводы о морали древних можно сделать,
читая древнеегипетские памятники. В одной надписи
(XXII до Р.Х.) Ити из Гебелейна, правитель нома (адми-
нистративной единицы), в качестве главной своей добро-
детели называет любовь к ближнему: «Кормил я... в годы
трудные: 400 человек были... своими, (причем) не завла-
девал я дочерью человека, не завладевал я пашней его».
Вышеупомянутый гераклеопольский царь так поуча-
ет своего сына Мерикару: «Будь праведен перед богом и
справедлив... <...> Поступай по истине, и долог будет твой
век на земле. Утешь плачущего, не притесняй вдовы, не
лишай сына наследия отца его... Остерегайся карать непо-
винного. Не убивай — бесполезно это тебе. <...> Не воз-
лагай надежды на давность годов... <...> Не причиняй зла».
Еще одно событие священной истории — построение
Вавилонской башни — находит некоторые археологиче-
ские и этнографические подтверждения.
Археологическим подтверждением является тради-
ция построения пирамидальных храмов различными на-
родами — вплоть до народов доколумбовой Америки (на
рис. 6 изображен подобный храмовый комплекс, зикку-
рат,— стоявший на родине Авраама, в Уре).
Этнографическое или, лучше сказать, палеолингвис-
тическое подтверждение не менее впечатляюще: память
о единой религиозной практике, связанной со служени-
ем на зиккуратах, жила и живет в языках различных на-
родов. Сами эти храмы строились, чтобы «достичь не-
бес»: шумерское название зиккурата — э-темен-анки