Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАОТЦЕВ
121
ими могли обладать города и храмы, они могли оставлять
их обладателя, могли превращаться в предметы, но при
этом сохраняли свои свойства. Me — необходимый атри-
бут богов. Каждый бог обладал этим атрибутом в разной
мере. Существовали ме подземного царства — установле-
ния, которые невозможно изменить и которым должны
подчиняться все обитатели подземного мира.
Вполне возможно, что из ме развилось аккадское пред-
ставление о таблицах судеб, которые определяли движе-
ние мира и мировых событий. Обладание же ими гаранти-
ровало мировое господство. Нельзя не заметить, что пред-
ставления шумеров о ме вполне можно соотнести не
только с идеями Платона — сверхчувственными причи-
нами и образами всех вещей, но и с учением о семенных
логосах(греч. oi Яд/oi сулер/лапког).
Общей для всех народов была и вера в загробную жизнь,
общим было и наличие похожих норм морали. Археоло-
гическое подтверждение веры древнейших людей в Бу-
дущую Жизнь дают погребения. Во многих древнейших
культурах погребаемых посыпали красной охрой, что-
бы они воскресли: данный археологический факт убеди-
тельно свидетельствует о присущей прамонотеизму вере
во всеобщее воскресение. Погребальный же инвентарь
свидетельствует об определенной деградации религии
праоткровения — Будущая Жизнь виделась как продол-
жение здешней. В дальнейшем деградация эта привела
и к практике захоронения с усопшим его сродников и
слуг. Некоторые из погребенных людей каменного века
имели врожденные дефекты: так, найденный в 1960 г. в
Шанидаре (Ирак) человек каменного века с детства вла-
дел только левой рукой. Выжить он мог только за счет
содержания общиной, а это свидетельствует о высоких
нравственных воззрениях древних.
Но первоначальный период в жизни человечества был,
как мы знаем из истории Каина и Авеля, и временем раз-
вития пагубнейших человеческих пороков — имеется, к