Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
120 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
воле Божества перекликается не только с античным пред-
ставлением о логосе — первообразе мира,— но и с хрис-
тианским учением об ипостасном Логосе. Данное обсто-
ятельство не может рассматриваться в отрыве от учения
о Священном Предании, сохранявшем праоткровение во
времена, предшествовавшие его фиксации в Священном
Писании.
Гераклеопольский царь в поучении своему сыну Ме-
рикаре (XXII до Р.Х.) так говорит о Прабоге и о творении
им мира и людей: «Ведает бог того, кто трудится на него.
Хранит он людей — тварей своих. Он создал небо и зем-
лю ради них... Они <люди> — подобие его».
Во времена фараона Эхнатона, производившего воз-
врат к единобожию, так восхваляли в гимне того, чьим
образом был солнечный диск Атон:
«О, сколь многочисленно творимое тобою и скрытое
от мира людей, бог единственный! Нет другого, кроме
тебя! Ты... сотворил землю по желанию сердца своего...
каждому человеку отведено тобою место его. Ты созида-
ешь все, что потребно им. У каждого своя пища, и каж-
дому отмерено время жизни его. <...> Как прекрасны
предначертания твои, владыка вечности! <...> ...творишь
ты миллионы образов своих».
Прамонотеизм древних семитов отразился в их вере в
то, что Ваал, которому совершалось служение, сверг в
свое время Прабога, именовавшегося Эль (Эли, Илу). Все
другие боги имели личные имена с приставкой «эль», а
собственно Эль — это «первобытный Создатель». Инте-
ресно, что архаичные семитские языки не только не име-
ют множественного числа для слова Элъ> но в них отсут-
ствует даже слово «богиня». Богинь позднее именуют ва-
лит («госпожа»).
Еще одним свидетельством о праоткровении можно
считать учение шумеров оме — « разумных законах ». В шу-
мерской мифологии ме — это могущественные божест-
венные силы, которые управляют миром. Считалось, что