Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАОТЦЕВ
119
храм. Внутри храмы были украшены росписью, а также
рельефными изображениями людей и животных. В пере-
дней части помещения изображался бык и ставился его
череп. Крупная бычья голова часто дается как возника-
ющая из стены над окрашенной в красный цвет нишей,
символизирующей «иной мир». Интересно, что схема нео-
литического храма — притвор, храм и священная ни-
ша — была повторена в Храме Соломоновом, мало чем от-
личавшемся от современных ему финикийских храмов,
а потом эта схема стала свойственна и нашим церквам.
Общим местом для верований всех древних народов
было учение о древнем Прабоге, Творце, вытесненном
позднейшими небожителями,— данное обстоятельство
давало основание отцам Церкви предполагать, что язы-
ческие боги — не выдумка, а действительно существу-
ющие падшие «духи злобы», жаждущие кровавых жертв.
Так, шумеры, говоря о творце мира Ане, приписыва-
ли ему пассивность, бездеятельность: Ан не является дей-
ствующим лицом мифов, он лишь символ высшей влас-
ти. И молитвы свои шумеры обращали не к Ану, а к близ-
ким богам — Энлилю, Энки, Иштар. Также и индейцы
майя творцом всего считали Хунаба, но практически ни-
когда не обращались к нему с молитвами, считая его со-
вершенно недоступным. Для богов же близких, «небес-
ных» , индейцы совершали множество жертв, вырывая у
живых людей сердца и кровью от них помазывая идолов.
Точно так же относились к Прабогу и хетты, называвшие
его Алалу, а хурриты, знавшие Ана, считали, что его сверг
«отец богов» — Кумарби. «Отцом богов» называли греки
Кроноса, отнявшего власть у Прабога Урана.
В Древнем Египте были выработаны две теогонии, в
которых речь также шла о Прабоге. Гермупольская тео-
гония называла его Ату м — т.е. «все и ничто», а теого-
ния мемфисская, называя его Птахом, учила, что Птах
сотворил все сущее словом, рождающимся в его сердце,—
здесь древнеегипетское учение об ипостасной творческой