Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
118 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Археологические памятники и этнографические дан-
ные дают немало подтверждений свидетельству Священ-
ного Писания о всеобщности веры среди людей и о моно-
теизме как первоначальной вере всего человечества.
Первая же археологическая эпоха в жизни человече-
ства — палеолит — дает немало прямых свидетельств о
существовании религиозных верований. И в пещерах, и
на открытых местах человек изображал различных свя-
щенных животных. Свидетельство Священного Писания
о резком сдвиге в религиозной жизни праотцев (см.: Быт.
4, 26) находит свое археологическое подтверждение: в
эпоху мезолита резко меняются все верования человече-
ства,— и тогда же появляются первые храмы в виде от-
дельно стоящих построек. Некоторые археологи, однако,
считают, что первыми храмами были палеолитические
сооружения из костей мамонта, обширные, богато укра-
шенные, но практически не имевшие культурного слоя.
Это обстоятельство стало основой для вывода, что подоб-
ные сооружения выполняли роль общественных куль-
товых мест. Одно такое реконструированное сооружение
можно видеть в Музее археологии Национальной АН Ук-
раины.
Археологические находки, относящиеся к мезолиту,
свидетельствуют и о том, что людям того времени было
свойственно трехчленное деление мира: небо — обитали-
ще вышних сил, земля — здешний мир, преисподняя —
место пребывания злых духов и душ усопших.
В эпоху неолита храмы получают всеобщее распрост-
ранение. Наиболее полно неолитические храмы обследо-
ваны в Чатал-Хююке — их раскопано уже сорок в девя-
ти строительных горизонтах города. Они имели тот же
план и устройство, что и жилища, но отличались харак-
тером убранства и его богатством. Каждое святилище со-
стояло обычно из четырех-пяти комнат. В ряде случаев
святилища сооружали друг над другом. Если одно святи-
лище ветшало, то на его развалинах сооружали новый