Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
114 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
«Теогонии» Гесиода. В одной шумерской поэме о блажен-
ном состоянии перволюдей говорится:
В стародавние времена не было змей,
Не было скорпионов,
Не было гиен и не было львов,
Не было ни диких собак, ни волков,
Не было ни страха, ни ужаса,
И человек не имел врагов.
Те же народные предания сохранили память о древе
жизни, плоды которого давали бессмертие. Индийцы на-
зывали его калпанкшам, персы — гом, арабы — туба,
индейцы майя — кейба, греки — лоту с, германцы — иг-
гдрасилъ.
На ассирийских скульптурных памятниках постоян-
но встречается древо жизни, иногда окруженное покло-
няющимися ему царственными лицами (см. рис. 1) либо
крылатыми духами. У других народов древо жизни час-
то изображалось на погребальных памятниках либо даже
на печатях (см. рис. 2).
Предания большинства народов мира содержат пове-
ствования и о падении первых людей. Вот как сказано о
грехопадении людей и последовавшем искажении их при-
роды в древнеегипетских «Речениях Ипуера» (XVIII до
Р.Х.):
«О, если бы распознал он <бог Ра> их нрав в первом
же поколении! Он подавил бы зло, он простер бы десни-
цу свою, дабы истребить их всех и потомство их! Люди
стремились рожать, и случилась беда,— бедняки ныне
повсюду. Так произошло это».
Тибетское повествование о грехопадении говорит о том,
что первые люди были как боги, но «испортились», ког-
да вкусили от дерева шима. После этого люди стали чув-
ствовать голод, сияние исчезло с их лиц. С этого времени
сократилась и их жизнь. Иллюстрацией такого же аккад-
ского предания является печать XX в. до Р.X. с выграви-
рованной сценой искушения прародителей (см. рис. 3).