Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАОТЦЕВ
111
ского естества, свойства животной природы соединились
с человеческими.
Небезынтересно и то, что археология, пытаясь рекон-
струировать жизнь ранних людей, обращалась к иссле-
дованиям сообществ высших приматов — и выводы были
сенсационными. Мы помним, сколь долго светская наука
говорила о «человеческом стаде», которое лишь впо-
следствии-де эволюционировало, создавая при этом об-
щество и общественные отношения. Сейчас известно, что
«общественные» отношения и в сообществах обезьян очень
сложно организованы. В них существуют свои вожаки,
существуют и свои подчиненные. Если вожак почему-
либо отсутствует, власть захватывают другие, создавая
своего рода «аристократический кружок». В сообщест-
вах обезьян очень сильны не только родственные отноше-
ния, но и дружба, часто проходящая через всю жизнь.
Приближенные к вожаку пользуются благами, напри-
мер вкусной и обильной пищей, в первую очередь. Есть
и свои изгои, всеми унижаемые обезьяны, которые если
и осмелятся взять что-то в рот без разрешения вожака, то
тут же лишаются пищи — ее у них просто вытаскивают
изо рта. Детеныши, рожденные не в «аристократическом
кругу», сызмала привыкают «кланяться» привилегиро-
ванным самцам, их самкам и детенышам. Изменить свое
«социальное положение» может лишь отважный охотник
либо самец, избивший вожака.
Вышеизложенное показывает, что существуют свой-
ства скотоподобные, относящиеся кризам кожаным, и —
человеческие, свойственные лишь человеку — образу и
подобию Божию. О том же, как человек, низверженный
в этот мир, приспосабливался к нему, подробно повествует
Священное Писание, а библейская археология аргументи-
рованно подтверждает библейское повествование.
Пытаясь приспособиться к миру, человек использовал
самый простой и доступный материал — камни, орудия из