Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
НО ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
используют орудия, но систематическим такой «труд»
может стать лишь при наличии развитого сознания, спо-
собного ставить цели и удерживать на них внимание.
Таким образом,— труд и сознание должны были возник-
нуть одновременно. Для светской науки данный вопрос
неразрешим и поныне. Мы же знаем, что обладавший
сознанием Адам был низвержен в этот мир, выжить в ко-
тором он смог, только начав трудиться.
Итак, археология, говоря о том, что человек, не при-
способленный к жизни в животном мире, уцелел лишь
благодаря осознанному, разумному труду, полностью под-
тверждает православное учение об антропогенезе.
Учение это, как нам известно, говорит о том, что пра-
отцы, изгнанные из рая, были вынуждены употребить в
этом мире единственное, что выгодно отличало их ото всех
остальных его обитателей,— разум, употребить трудясь,
так как иного способа выжить у праотцев не было. Продол-
жая эту мысль, многие утверждают, что психосоматиче-
ское «существо» человека, общее с приматами,— это и есть
кожаные ризы, данные человеку по грехопадении (см.:
Быт. 3, 21).
Светскую точку зрения на данный вопрос высказал
акад. Российской АМН В. Казначеев, утверждающий, что
вообще весь растительный и животный мир — это лишь
«способ существования информации в белково-нуклеино-
вом веществе», т.е., говоря языком церковным, воплоще-
ние сущетворных логосов тварного бытия.
Церковное же понимание кожаных риз вполне соот-
ветствует данным и археологии, и антропологии. Ведь не
кто иной, как прп. Максим Грек, говорил, что ризы эти и
есть биологическое, скотоподобное существование челове-
ка, сопряженное со страданием, а по свт. Григорию Нис-
скому, жизнь Адама при одеянии в ризы кожаные пото-
му и превратилась в выживание, что в результате этого
одеяния скотоподобные черты вошли в состав человече-