Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
104
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
стран. М., 2003) также демонстрируют отход от атеисти-
ческой интерпретации библейской истории, сохраняя,
впрочем, вполне светский характер.
Говоря об отечественных востоковедах советского пе-
риода, нельзя не отметить и их вклад в исследование про-
блем кумрановедения. Хотя ни один из советских ученых
не принимал непосредственного участия в изучении руко-
писей Мертвого моря, однако привлечение данных кум-
ранистики исследователями истории раннего христиан-
ства, в том числе и в апологетических целях, обусловило
соответствующий идеологический заказ на рецепцию
этих данных советской наукой. После первых публика-
ций, часто носивших откровенно описательный характер
(см.: Крачковская В. Новые археологические открытия в
Заиорданье // ВДИ. 1946, № 4. С. 120-126; Старкова К.
Рукописи из окрестностей Мертвого моря // ВДИ. 1956,
№ 1. С. 87-102; см. также: Амусин И. Раскопки Хирбет-
Кумрана и Айн-Фешхи // СА. 1960, № 2. С. 289-300), по-
явилась масса научно-популярных изданий, спекулиро-
вавших на проблеме влияния кумранской общины на ге-
незис христианства (см., напр.: Варшавский А. Рукописи
Мертвого моря. М., 1960). Не избежал определенной
идеологической зашоренности и И. Амусин, которого, тем
не менее, мы можем назвать подлинным основателем и ко-
рифеем отечественного кумрановедения. Хотя первые ра-
боты Амусина носили научно-популярный характер (см. :
Амусин И. Рукописи Мертвого моря. М., 1961; Амусин И.
Находки у Мертвого моря. М., 1964), в дальнейшем им
было издано множество серьезных работ, находившихся
на уровне западных (см.: Амусин И. Рукописи Мертвого
моря: Докл. по опубл. работам на соиск. учен. степ, д-ра
ист. наук. Л., 1965). Анализ рукописей Мертвого моря
стал для Амусина основанием для работ, освещающих
вопросы, входящие в область интересов библейской архео-
логии : религиозная теория и практика ессеев (см.: Амусин
И. Кумранская община. М., 1983; Амусин И. К определе-