Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ ГОЛЬ ДУХОВНИКА. 91 отлучается отъ божественной службы1). Но изъ предписаній собора не
ясно, чей духовникъ здѣсь разумѣется, личный ли ставленика, или же
духовникъ—епархіальный чиновникъ. Подробности открываются изъ чина
поставленія. Если ставленикъ жилъ близко отъ епархіальнаго города, его
посылали назадъ вмѣстѣ съ епископскимъ чиновникомъ—рядиикомъ, кото¬
рый узнавалъ у родственниковъ и сосѣдей о достоинствѣ его. Пріѣхавшій
издалека долженъ былъ привозить съ собою грамоты отъ сосѣдей и род¬
ственниковъ—свидѣтельства о своей пригодности къ священной должности.
Владыка, испытавъ его со стороны грамотности, „потомъ отсылаеть тако¬
вого... къ отцу духовному, на то уставленому, приняти его на исповѣдь,
достоинъ ли священства". Послѣ исповѣди духовникъ давалъ по ставленикѣ
листъ поручальный, въ которомъ писалъ: „се я игуменъ, або попъ...,
уставленный отъ государя моего владыки..., отцсмъ быти духовнымъ ново¬
поставляемыхъ у священническій чинъ, поручатся государю моему епи¬
скопу..., по семъ дьяцѣ, на имя..., штожъ онъ достоинъ священства по
его исповѣди, а не холопъ, а не тать, не разбойникъ, не измѣнникъ, не
душегубецъ, не двоженецъ, а не долженъ никому". Предъ литургіей, когда
назначено поставленіе, святитель, вставъ на своемъ мѣстѣ, и въ присут¬
ствіи ставленика трижды говоритъ духовному отцу: „достоинъ ли священ¬
ству?" Духовникъ отвѣчаетъ: „владыко святый, по его исповѣди, достоинъ
священству". Святитель говоритъ: „по слюбу и по порученію твоему,
отца его духовнаго, свершаемъ его у священство". Свидѣтелями этого
поручительства являлись „тые священници, которые тогда при святители
служатъ". Святительскій писарь записывалъ все это въ реестръ. Въ томъ слу¬
чаѣ, если послѣ обнаруживалось, что новопоставленный имѣлъ каноническія
препятствія къ вступленію въ священный чинъ, святитель приказываетъ
принести реестръ и поручальныя грамоты, призываетъ духовника и свя¬
щенниковъ клирошанъ, бывшихъ свидѣтелями его поручительства, и гово¬
ритъ ему: „ты по томъ дьяцѣ мнѣ поручился; твоя грамота поручная, и
твоя братья клирошане на то свѣдки, штожъ повѣдалъ мнѣ того дьяка
достойнаго священъству?" И духовникъ отвѣчаетъ: „господине, владыко
святый, тотъ дьякъ тыхъ неподобныхъ вещей мнѣ не повѣдалъ, богомолцю
твоему, тое свое дѣло отъ мене утаилъ". Тогда епископъ наказываетъ
новопоставленнаго за его неполную исповѣдь2). „Отецъ духовный... на х) „О поставленіи достойныхъ у свяшепъстѳо. О поставленій епископовъ и
священниковъ, достойныхъ къ священъству, съ обыеканіемъ винъ, по свидѣтельству и
по порученію отца духовнаго. Аще будетъ чистъ отъ всѣхъ винъ недостойныхъ, такого
намъ и но насъ будучимъ епископомъ ставцти у епископы и въ всйкіЙ степень свяіценъ-
ства, а недостойныхъ никакоже не ставити. Аще и господарь присылати будетъ за недо¬
стойнымъ, намъ всѣмъ зъ митрополітомъ до господаря пойти и недосшшъство того
объявити, и никакоже дръзнути имамы его и о ставити, — О утавннѣй съвѣсти. Аще ли
который епископъ или священникъ, утаивъ свою совѣсть винную отъ отца своего духов¬
ною, въснрійметъ святительство или свяіценъство, капотомъ такового обличивши отлучити
отъ божественное службы". Р. И. Б. IV, 9—10; ср. А. И. I, стр. 526. 2) Указы, какъ подобаеть избирати годныхъ на священъство и ставши въ іерей¬
ский и діаконьскыЙ санъ. Р. И. Б. VI, 899—908 (по ркп. XV в.). Ср. Ошгс, Москов.
Сииод. Б-ки, III, 1, 100—102, 104, 124.