Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
90 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. наго желанія, и совѣтовали на испытаніи преступить ясное требованіе
каноновъ. Для насъ въ данномъ случаѣ интересна другая сторона дѣла,
не подлежащая никакому спору и сомнѣнію: семь свидѣтелей свя¬
щенниковъ присутствуютъ въ то время, когда происходитъ исповѣдь
ставленика, освѣдомляются чрезъ духовника о степени достоинства его.
Вѣроятно, духовникомъ Артемія здѣсь былъ не его личный духовный
отецъ, который, надо думать, находился далеко, въ заволжскихъ мона¬
стыряхъ, откуда былъ привезенъ Артемій, а одинъ изъ московскихъ
черныхъ священниковъ. Еъ сожалѣнію, не видно того, являлись ли
свидѣтели священники отвѣтственными поручителями за ставленика.
Въ сокращенномъ спискѣ соборныхъ дѣяній (такова грамота въ Соло¬
вецкій монастырь) не упоминается о томъ, призывали ли ихъ на соборъ,
допрашивали ли объ исповѣди Артемія, или приняли на вѣру показаніе
одного духовника. Ставленыя грамоты, идущія съ пол. ХУІ ст., показываютъ, что съ этого
времени единственнымъ поручителемъ поставляемаго былъ его духовный
отецъ. О свидѣтеляхъ священникахъ онѣ не упоминаютъ1). Въ грамотѣ
обозначалось, что епископъ поставилъ на священную должность „съ вся¬
кимъ истязаніемъ и съ испытаніемъ, по порученію отца его духовнаго,
иже есть достоинъ священьства* (или—„въ дьяконскую службу"2). Въ
другихъ ставленыхъ поручительство духовнаго отца описывалось такими
словами: „и язь (т.-е. епископъ) его имѣю благословенна и прощенна и
свидѣтельствованна во всемъ, по исповѣданію отца его духовнаго" 3), при
чемъ иногда назывался по имени этотъ духовный отецъ4), или: „и язъ его
имѣю благ^словена, и прощена, и свидѣтельствована во всемъ со всякимъ
духовнымъ испытаніемъ и истязаніемъ по исповѣданію и по порученію
отца его духовнаго...., еже есть достоинъ священства"5 6). Въ ставленыхъ
пономарю и дьячку формула короче: „и азъ его имѣю свидѣтельство¬
вана по исповѣданію отца его духовнаго" (і). Впрочемъ описанный здѣсь порядокъ свидѣтельствованія ставлениковъ
принадлежитъ только великорусской церкви. Въ церкви юго-западной оно
производилось безъ участія личнаго духовника ставленика и свидѣтелей
священниковъ. Въ постановленіяхъ Виленскаго собора 1509 г. говорится,
что на священныя степени епископа и священника поставляются по сви¬
дѣтельству и по порученію отца духовнаго; въ случаѣ, если ставленикъ
утаитъ отъ духовника грѣхъ, а онъ обнаружится послѣ, недостойный *) Только въ грамотѣ патр. Іоакима можно видѣть намекъ на свидѣтелей; „со
всяцѣмъ опаснымъ истязаніемъ прилежно ислытавше и достовѣрными свидѣтельствъ! <>
немъ увѣривяіеся". А. Ю., 407 стр. 2) Р. И. Б. VI, 916 и 918. XIV, 852. 3) А. Ю. № 385, И; № 386, II; 385, IV. Сборникъ Щукина, II, 164 — 165. 4) А. Ю. № 385, IV; Лі 386, V; Сборникъ Щукина, II, 165. 5) А. Ю. № 385, V. 6) А. Ю. ^ 887; № 388.