Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 89 духовный отецъ его. Священники были только свидѣтелями этого поручитель¬
ства. И владыка,, предписывая упорядочить дѣло свидѣтельствованія ста-
влениковъ, не грозитъ имъ наказаніемъ въ случаѣ его недостоинства,
а обращается лишь къ ихъ чувству долга. Особенныя отношенія Псков¬
ской церкви къ Новгородской сказались въ томъ, что право свидѣтель¬
ствованія ставлениковъ не принадлежало новгородскому архіепископу, и
онъ не могъ испытывать ихъ духовныхъ отцовъ чрезъ своего владычня
духовника. Изъ эпохи же Стоглаваго собора извѣстенъ фактъ, рисующій мо¬
сковскую церковную практику свидѣтельствованія ставлениковъ и роль
здѣсь духовнаго отца. Артемій, бывшій игуменъ Троицкій, во время суда
надъ нимъ на соборѣ 1554 г. самъ заявилъ о своемъ недостоинствѣ свя¬
щеннаго сана. Онъ говорилъ, что, когда его нарекали въ игумены и сви¬
дѣтельствовали предъ поставленіемъ въ священники, а это было въ
самый годъ Стоглаваго собора—въ 1551. г., онъ сказывалъ отцу духовному
свои блудные грѣхи, но духовникъ ему совѣтовалъ: „то деи переступи".
На очной ставкѣ духовникъ сказалъ, что онъ спрашивалъ Артемія объ
убійственныхъ и блудныхъ дѣлахъ, но тотъ ему не открылъ ихъ. Тогда
Артемій перемѣнилъ показаніе и началъ говорить, что эти слова сказалъ
ему другой священникъ, который туѵь стоялъ; имени его онъ не помнитъ,
потому что тогда было семь свидѣтелей. За это недостоинство Артемія,
въ которомъ самъ признался, и. за ложь на духовнаго отца съ него сняли
священство и отлучили но священнымъ правиламъ1). Трудно рѣшить во¬
просъ, кто говорилъ на соборѣ правду: духовникъ ли Артемія, который,
конечно, былъ бы наказанъ, если бы согласился съ его показаніемъ, или
Артемій, который самъ же безъ всякаго вызова сказалъ о своемъ недо¬
стоинствѣ и за тѣмъ измѣнилъ показаніе. Вполнѣ возможно, что ему,
выбранному самимъ царемъ на игуменство и притомъ противъ собсгвен- когда та его вещь обличите#, и топ. ставдешш» какъ самъ лишенъ будетъ своего евл-
іценьства, такожъ и отець его духовный лишенъ жъ будетъ своего «шнщвньсква. И вы бы,
соборные священники, того отца духовнаго, котораго ж ставленика иреж сами нстлзовали
о поставляемаго доетоинъетвѣ, да и того самого хотящаго во свящеиьсхво со иепытъствомъ
же всяческимъ духовнымъ но божеегвенымъ и священны(иъ) нравгоюм истязали его но
вышеиисанному о всякой чистотѣ достоинъства его, блюли бы естя о томъ свои души, и
своего сану, досемъ і иетязапия о томъ будущаго въ день великаго суда“. Стоглавъ,
изд. Субботина, 422—423. х) Соборная грамота въ Соловецкій монастырь о заточеніи Артемія. А. Э, I,
№ 239, стр. 253. „Да на соборѣ же, предъ царемъ и вел. княземъ и передъ нами, Арте¬
лей сказывалъ самъ на себя: коли деи меня къ Троицѣ въ игумены нарекли и велѣли
мейя свядѣтелствовать и язъ деи того отцу духовному сказывалъ свои блудные грѣхи,
и онъ де мнѣ говорилъ: то деп нерестуии; и отецъ духовной, ставъ съ нимъ съ очей
на очи, говорить: язъ деи тебя всирашивалъ о убійственыхъ и о блудныхъ дѣлѣхъ, и
ты деи мнѣ не сказалъ; и Артемей говорилъ: иной деи тутъ подъ стоя молылъ: то деи
переступи, то деи ненужно; а имени ему не упомню, тогды было седмь свидѣтелей. И
за то его недостоинство, что онъ самъ на себя сказывалъ и на отца духовнаго солгалъ,
па соборѣ евященьство съ него сняли и отлучили его по священнымъ правиломъ Ср.
Г. С?. Вылпнскаю. Посланія старца Артемія. Од. 1906, стр. 71—73.