Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
88 ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ И ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА, ритъ: „о семъ сыну твоемъ (нмярекъ) въспрашиваю тя, о немже имаши
отвѣтъ дати Богу; тебе за него въ порученіе пріимаю предъ сими Божіими
набранными послухи". Далѣе идетъ рядъ вопросовъ относительно разныхъ
препятствій къ принятію священнаго сана. Духовникъ ставленика даетъ
торжественный отвѣтъ: „благословенъ Богъ, обрѣтохъ его достойна",
Тогда замѣститель епископа, взявъ поставляемаго за руку, „дастъ его
отцу духовному, рекъ: „ты за него даси отвѣтъ Вогу“й, и объявляетъ
о его достоинствѣ. Изъ обряда видно, что поручителемъ былъ одинъ
духовный отецъ ставленика. Семь священниковъ являлись свидѣтелями
только факта поручительства. Ботъ почему отъ нихъ не требовалось
знанія ставленика съ дѣтства; ими были обычно священники каѳедральной
церкви. Такой порядокъ поручительства держался у насъ и въ эпоху
Стоглаваго собора, и его требованіе испытывать ставленика отцомъ
духовнымъ и семью свидѣтелями надо понимать какъ платоническое жела¬
ніе возвратиться къ старинѣ—къ постановленіямъ Владимірскаго собора
и м. Фотія.—Въ Новгородской епархіи свидѣтельствованіе ставлениковъ,
пріѣзжавшихъ изъ Пскова, происходило въ то время по другому, какъ
это описывается въ грамотѣ архіеп. Пимена (1556) во Псковъ. Свидѣ¬
тельствованіе производилось не при новгородскомъ владыкѣ, а при одномъ
изъ соборовъ Пскова. Ставленики пріѣзжали съ своими духовными отцами.
Духовники сказывали соборнымъ священникамъ, что знали о жизни ста¬
влениковъ отъ юности, и къ какой церкви они ставятся. Затѣмъ писалась
отъ лица собора грамота, запечатывалась соборной печатью. И съ этой
грамотой, удостовѣряющей достоинство кандидата на священную должность,
онъ отправлялся въ Новгородъ къ владыкѣ. Съ нимъ не было ни духов¬
ника ни священниковъ свидѣтелей. По такимъ соборнымъ удостовѣреніямъ
и поставлялъ архіепископъ новгородскій во Псковъ и въ псковскую землю
священниковъ и діаконовъ. Потомъ оказалось, что среди ставлениковъ
было много лицъ недостойныхъ и ненадежныхъ. Поэтому Пименъ распо¬
ряжается наказывать ихъ лишеніемъ сана, а равно и ихъ духовниковъ,
скрывшихъ ихъ каноническія вины. А соборнымъ священникамъ онъ
предписываетъ самимъ испытывать ставлениковъ чрезъ отца духовнаго и непо¬
средственно, напоминая имъ о пастырской обязанности блюсти достоинство
сана1). Итакъ отсюда ясно, что поручителемъ за ставленика былъ одинъ *)*) „Да вы ж, соборные священници, присылаете къ намъ ставлениковъ съ своими
грамотами за соборною печатью: діаконовъ во священньство съвършати, а діаковъ въ
діаконы ставити и градцтшхъ, і и съ пригородовъ псковскихъ, і изъ всего псковскаго уѣзда.
А пишете къ намъ, что те ставленики къ вамъ приходятъ со отцы своими духовными,
и тѣ ихъ отцы духовные вамъ сказываютъ хто ж про своего сына духовною, что от
юности вѣдаетъ житіе его и к коей церкви ставится'4.... Послѣ оказывалось, что многіе
ставленики ставились безъ мѣстъ, или яо своему нравственному состоянію и обществен¬
ному положенію не могли проходить священной должности. Поэтому архіеп. Пименъ
дѣлаетъ такое распіэряженіе. „А кто отъ тѣхъ (ставлениковъ), вѣдая свое недостоинство,
дръзнетъ на таковое великое дѣло, за плохо себе ставя, и тотъ отець его духовный, вѣдая
которую вещь, возбраняющую ему свяіценъство, да о немъ чести ради покроете, и