Древне-Русский духовник

С.И. Смирнов, Древне-Русский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины. - М.,
1913

Содержание

Предисловие

Сокращения

Введение

ГЛАВА I. Организация древне-русского духовничества

ГЛАВА II. Нравственное и бытовое положение духовника

ГЛАВА III. Житейское положение и официальная роль духовника

ГЛАВА IV. Нравственное миросозерцание духовнина по Вопрошанию Кирика

ГЛАВА V. Учительная деятельность древне-русского духовника

ГЛАВА IV, Дисциплинарная деятельность духовника

ГЛАВА VII. Русские духовники и раскол старообрядства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Добавления и поправки

Добавления и поправки в Материалах для истории древне-русской покаянной дисциплины

Опечатки и недосмотры в Указателе к Текстам и в Оглавлении

Опечатки

OCR
ГЛ. III. ЖИТЕЙСКОЕ ПОЛОЖЕНІЕ Н ОФИЦІАЛЬНАЯ РОЛЬ ДУХОВНИКА. 87 если послѣ поставленія обнаружится какое-нибудь каноническое препят¬
ствіе, извѣстное поручителямъ и скрытое ими, то наказываются лишеніемъ
сана и новопоставленный, и духовникъ его, и свидѣтели священники.
Митр. Фотій предписываетъ далѣе епископу и самому испытывать ста-
вленика непосредственно и чрезъ духовнаго отца, а поручальныя грамоты
свидѣтелей священниковъ блюсти на всякій случай1). ІІо этому предпи¬
санію, священниковъ поручителей за ставленика меньше, чѣмъ по опре¬
дѣленію Владимірскаго собора на одного человѣка, не упомянуто и о дру¬
гихъ добрыхъ свидѣтеляхъ. Стоглавый соборъ возвращается къ прежнему
количеству свидѣтелей священниковъ. „Также епископомъ, комуждо во
своемъ предѣле избирати и поетавляти въ попы и въ діаконы о всемъ
по священнымъ правиломъ ничтоже претворяюще, извѣстно испытати
отцемъ его духовнымъ и седмью свидѣтели о честномъ его жительствѣ,
и о пребываніи, и о лѣтехъ возраста"'2). Изъ словъ Фотія неясно, какъ
исполнялось опредѣленіе Владимірскаго собора въ прежнее время: сопро¬
вождалъ ли ставленика одинъ его духовникъ, или вмѣстѣ съ свидѣтелями
священниками, но соборъ требовалъ ихъ личнаго присутствія, что считается
какъ норма и митрополитомъ. Итакъ первоначально свидѣтели священники имѣли то же самое зна¬
ченіе, что и духовникъ. Зная ставленика съ дѣтства, они ручались за
его достоинство и въ случаѣ ложнаго поручительства несли то же нака¬
заніе, что и духовникъ. По потомъ они получаютъ совсѣмъ другое зна¬
ченіе, а поручителемъ ставленика остается одинъ его духовникъ. Отъ к. XV в. сохранился самый обрядъ торжественнаго поручительства духов¬
ника за ставленика—„Вопрошаніе хотящему внити въ священничьскнй
чинъ" новгородскаго происхожденія3). Изъ этого торжественнаго обряда
очень ясно видно различіе духовника и священниковъ свидѣтелей при
вопродіаніи поставляемаго, т.-е. при рѣшеніи вопроса о его достоинствѣ.
Владыченъ духовникъ отъ лица епископа спрашиваетъ духовнаго отца
ставленика о достоинствѣ послѣдняго, „а на се поставдени будутъ седмь
свидѣтелей священниковъ соборныя церкви". Между прочимъ онъ гово- отцемъ духовнымъ, который отецъ того своего сшіа духовнаго, отъ юности его вѣдаетъ
его житіе и чистоту тѣлесную и вся его содѣянная отъ большіе вещи и до меньшіе, а
отъ шести бы свѣдѣтелей отъ священниковъ отъ такихъ же, кто вѣдаетъ того житіе и
достоинъство къ великому Божію священьству, взявъ грамоту съ ихъ подписми я съ
ихъ печатми, да приносилъ къ тебѣ, кто ся поручить по томъ ставленицы и во всемъ
иметь, что онъ всячьекы духовнѣ и тѣлеснѣ достоинъ есть на поставленіе того вели¬
каго священьства. Занеже должно было всѣмъ тѣмъ седми священникомъ пріѣхавъ испо-
ручатися о того достоннъствѣ; но за нужю нынѣшнего ради времени и за удаленіе того
мѣста и христіапьскыхъ ради душъ, тако есмь поучинилъ, чтобы тотъ отецъ духовный
которогождо ставленика единъ пріѣзднлъ, взявъ грамоту съ подписми ихъ и съ не-
чатьми“. х) Р. И. Б. VI, 423—426. 2) Стоглавъ, гл. 89. Семь свидѣтелей въ Стоглавѣ не названы священниками, но
это очевидно изъ дѣла игумена Артемія, современника Стоглаваго собора (см. ниже). 3) Р. И. Б. VI, 909-912.